уровень развития всех или почти всех необходимых для успеха специальных способностей.
См. также Тестирование способностей, Когнитивные способности, Психолингвистика
Дж. Б. Кэрролл
Справедливость (equity)
Теория С. (equity theory)
яв-ся поразительно простой теорией. Она состоит из четырех
взаимосвязанных положений.
Положение I. Индивидуумы всегда пытаются максимизировать свои результаты (где результаты
определяются как вознаграждения минус наказания).
Положение IIА. Группы (или, скорее, индивидуумы, образующие эти группы) способны
максимизировать объем совокупных вознаграждений путем развития одобряемых систем
справедливого распределения ресурсов среди своих членов. Соответственно, группы будут
разрабатывать такие системы С. и будут побуждать своих членов к их принятию и неукоснительному
соблюдению.
Положение IIБ. Группы обычно вознаграждают среди своих членов тех, кто поступает
справедливо по отношению к другим, и наказывают тех, кто поступает несправедливо по отношению
друг к другу.
Положение III. Когда индивидуумы оказываются участвующими в несправедливых отношениях,
они начинают страдать. Чем большая несправедливость была допущена, тем сильнее испытываемое ими
страдание (distress).
Положение IV. Индивидуумы, обнаружившие, что с ними поступают несправедливо, будут
пытаться избавиться от страданий путем восстановления С. Чем большая несправедливость была
допущена, тем сильнее будет это страдание и тем настойчивее они будут пытаться восстановить
справедливость.
Исследователи С. установили, что мужчины и женщины испытывают наибольшую
удовлетворенность, когда они вовлечены в справедливые отношения. Как получившие большую
выгоду, так и получившие меньшую выгоду испытывают сильный дистресс после несправедливого
обмена. Чем более несправедлив обмен, тем большее неудобство испытывают его участники.
Разумеется, участники меньше страдали из-за несправедливости, когда они от нее выигрывали, чем
когда проигрывали.
Исследователи также показали: люди, обнаружившие, что они стали участниками
несправедливых отношений и испытывающие вследствие этого дистресс, пытаются его уменьшить
путем восстановления либо реальной, либо психол. С. в своих отношениях. Реальную справедливость
(actual equity)
можно восстановить, только действительно изменив подходящими способами
относительные выигрыши свой или своего партнера.
Недавние исслед. свидетельствуют, что выигравшие от несправедливости (overbenefited)
зачастую совершенно добровольно компенсируют ущерб проигравшим от нее.
Как правило, первой реакцией несправедливо обделенных на эксплуатацию оказывается
обращение за компенсацией нанесенного ущерба.
Люди, оказавшиеся в ситуации нарушенного баланса отношений, могут также восстанавливать
справедливость др. способом, прибегая к восстановлению психол. справедливости. Они могут
разрушить реальность и убедить себя в том, что такие несправедливые отношения в действительности
яв-ся абсолютно честными.
Были обнаружено, что причинители вреда и их жертвы могут прибегать к определенным
искажениям, включая сюда обвинение самой жертвы или отрицание своей ответственности за ее
страдания.
Э. Хэтфилд
Сравнительная психология (comparative psychology)
Предметом С. п. яв-ся поведение животных. Исслед. в С. п. могут преследовать либо одну из
двух, либо обе главные цели. Первая состоит в открытии принципов и построении теорий,
позволяющих управлять поведением животных. Эти принципы и теории могут быть специфичными для
одного или нескольких близко родственных видов животных, или обладать большей универсальностью
и распространяться даже на людей. Вторая заключается в понимании того, вносит ли поведение
|