запасом, понимают грамматику; по мере того как возрастала длина предложений, не наблюдалось
никакой связи с увеличением грамматической сложности, что происходило бы в процессе становления
языка у человеческих детей.
Демонстрировали ли эти хорошо обученные обезьяны зачатки настоящего языка? Сейчас ясно,
что большая часть первоначального энтузиазма по приписыванию человекообразным обезьянам
способностей к челов. языку была необоснованной или, по крайней мере, не подтвердилась фактами.
Тем не менее абсолютно ясно и то, что те, кто списывает квазиязыковые способности обезьян на трюки
или ошибки (как это имело место в случае с Умным Гансом), в равной степени ошибаются. Был
выявлен важный набор способностей, которые существенно отличались от описанных в ранней
литературе по научению у животных.
Одной из особенностей челов. разума яв-ся способность к рефлексии (self-reflection)
или
способность воспринимать себя самого как отдельный фрагмент окружающей среды. Для нас это
кажется неотъемлемой частью сознания, но нет никаких доказательств тому, что животные обладают
точно такой же способностью к рефлексии. Поскольку мы не можем спросить самого животного, что
оно об этом думает, могло показаться, что к самоосознанию животных будет абсолютно невозможно
применить эксперим. подход.
Гэллап-младший разработал простой, прямой и умный тест, позволяющий определить, обладают
ли приматы самоосознанием (self-awareness)
или, по крайней мере, одной из его форм. Мн. животные
энергично реагируют на свои отражения в зеркале. Гэллап задался вопросом, знает ли шимпанзе
наверняка, что отражение яв-ся его собственным, а не др. животного. Он ответил на этот вопрос, дав
вначале шимпанзе приобрести большой опыт в отношении зеркал. Затем животным дали наркоз и
красной краской, лишенной запаха, выкрасили им края бровей и кончики ушей. Шимпанзе не могли
непосредственно увидеть эти участки своего тела; они были видны только в зеркальном отражении.
После того как наркоз прошел, шимпанзе поднесли зеркала. Когда они увидели свои отражения, они
начали ощупывать пальцами окрашенные участки на своих головах. Аналогичные результаты были
получены на орангутангах. Однако эти манипуляции с собственными головами не были
зарегистрированы у горилл, гиббонов и некоторых др. видов обезьян. Обезьяны, выращенные в
изоляции, также были неспособны осуществлять эти действия со своей головой после нанесения
красной краски. Ясная, исчерпывающая природа этих результатов очень любопытна. Они заставляют
предположить, что существует базовое различие между людьми, шимпанзе и орангутангами,
составляющими самоосознающую группу приматов, и остальными человекообразными и прочими
обезьянами, кто не наделен самоосознанием.
Очевидно, что исслед. по сравнительной когн. психол., кратко описанные в данном разделе,
представляют собой лишь самое начало. Тем не менее это весьма многообещающее новое направление.
Обновленной С. п. уготовано достойное место в традиционных рамках психологии.
См. также Коммуникация животных, Интеллект животных, Этология, Импринтинг, Язык
человекообразных обезьян
Дж. Кинг
Средневековое мышление (medieval thinking)
Обычно говорят, что С. м. было символическим. Ср.-век. люди стремились постичь значение
событий, а не их причины. Мы воспринимаем мир как некий механизм, состоящий из частей, связанных
между собой причинно-следственными отношениями, тогда как в ср. века мир воспринимался как
книга, содержащая символы, связанные значащими отношениями между собой и с
трансцендентальным, более совершенным миром вечно существующей действительности. Это
символическое отношение к миру ведет свое происхождение от Платона, идеи к-рого проникли в
христианство из неоплатонизма в начале ср.-век. периода.
Однако такой взгляд на мир не был присущ всему людям Средневековья. Грамотность на
протяжении долгого времени была прерогативой священнослужителей, а Библия оставалась
недоступной для носителей любого живого языка. Миряне в своей массе приобщались к христианству
через магический ритуал («hocus-pocus» искаженное hoc est corpore)
католической мессы. Исслед.
показали, что большинство обычных людей практически были язычниками (вероятно лишь слегка
христианизированными), еретиками и даже атеистами. Тем не менее на всех уровнях об-ва С. м. имело
тенденцию быть символическим и магическим, а не каузальным и научным.
См. также Религия и психология
|