Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1338 of 1766 
Next page End  

приспособительный характер. Оно встречается у птиц с хорошо развитыми локомоторными и
сенсорными способностями в момент вылупления или в течение короткого времени после этого. Кроме
того, мать обычно передвигается по земле или воде целый день, а не летает. В прошлом те гусята, к-рые
имели гены, заставляющие их неотрывно следовать за своей матерью, имели больше шансов выжить,
чем те, у которых тенденция следовать за матерью была более слабой. Более того, гусята, будучи
выводковыми (т. е. относительно сформированными в момент рождения), были лучше приспособлены
следовать за матерью, чем вылупляющиеся слабыми и незрелыми. Т. о., благодаря естественному
отбору, у некоторых видов птиц развилась тенденция быть выводковыми и следовать за движущимися
объектами, появлявшимися перед ними сразу же после вылупления.
Эксперим. психологу такое эволюционное объяснение импринтинга могло показаться не вполне
удовлетворительным, и, следовательно, он предложил бы альтернативное объяснение. Лабораторные
эксперименты показали, что у выводковых птиц запечатление образа матери или любых др. ярких
раздражителей формируется в течение первых нескольких часов после вылупления; следовательно, в
основе импринтинга, возможно, лежит очень быстрая выработка условных реакций. Одна теория такого
рода утверждает, что импринтинг приобретается, поскольку удаляющиеся объекты вызывают снижение
симпатической активности и, т. о., становятся положительными стимулами. Согласно др. теории,
движущиеся стимулы яв-ся БР, вызывающими безусловную реакцию следования у только что
вылупившихся выводковых птиц. После того как происходит выработка классического условного
рефлекса, визуальные признаки движущихся стимулов становятся УР и также вызывают следование.
Эти две т. зр. яв-ся примерами конечного и ближайшего объяснений. Конечные объяснения
(ultimate explanations)
придают значение тому, как поведение вносит свой вклад в общую
эволюционную приспособленность животного. Т. о., эти объяснения тесно связаны с функцией
поведения при решении проблем, встающих перед животным в естественной среде обитания. Др.
словами, конечные объяснения отвечают на вопрос: «Почему возникает поведение?»
Ближайшие объяснения (proximate explanations)
адресованы вопросу: «Как возникает
поведение?» Эти объяснения отвечают на вопросы об онтогенетическом развитии поведения, как на
него влияет научение и воздействуют физиолог., нейрологические и др. средовые переменные.
Ближайшие объяснения включают в себя механизмы, к-рые вызывают эффекты на протяжении жизни
индивида. Напротив, конечные объяснения включают в себя механизмы, к-рые влияли на естественный
отбор в отдаленном филогенетическом прошлом индивида.
И конечные, и ближайшие объяснения представляют собой абсолютно законные научные
подходы к пониманию поведения животных, поэтому нет никакой необходимости противопоставлять
их друг другу. Тем не менее в прошлом нередко возникали горячие споры, вызванные неспособностью
ученых признать независимость двух этих базовых подходов.
Разум, я-концепции и язык животных. Возможности и проявления разума и сознания у
животных были темой оживленных рассуждений в самом начале постдарвиновского периода С. п.
Героические попытки вступить в общение с животными посредством языка пленяли
воображение людей на протяжении всей истории. Поскольку шимпанзе жадно имитируют действия
чел., явной альтернативой разговору казалась кинетическая речь. Хотя в 1927 г. Роберт Йеркс
рассуждал о возможности научить человекообразных обезьян языку жестов, первая попытка обучить
шимпанзе кинетической речи была предпринята только в 1966 г. Беатриса и Аллен Гарднеры начали
учить молодую шимпанзе, Уошо, стандартному американскому языку жестов (амслену). Этот проект
оказался более успешным, чем предварительные попытки с использованием голоса. В течение первых 3
лет проекта Уошо стала надежно распознавать словарь из более чем 85 знаков. Она демонстрировала
некоторые навыки составления коротких грамматических предложений из отдельных слов, но никогда
не проявила настоящей способности продуцировать предложения в разнообразных ситуациях.
В течение короткого времени после широко разрекламированных успехов Уошо было начато
еще несколько языковых экспериментов с человекообразными обезьянами. Фрэнсин Паттерсон
успешно обучила американскому языку жестов молодую гориллу, а Дэвид Примак обучал шимпанзе
продуцировать и реагировать на последовательности пластмассовых символов, расставленных согласно
грамматическим правилам. Дуэйн Румбо круглосуточно предоставлял в распоряжение шимпанзе Ланы
клавиатуру, соединенную с маленьким компьютером. На каждую клавишу был нанесен геометрический
символ, так называемая лексиграмма, обозначающая слово или понятие. Лана научилась нажимать
клавиши, чтобы ответить на вопросы или высказать просьбу в соответствии с грамматическими
правилами Йеркиша, искусственного языка, специально созданного для этого проекта. Позднее Герберт
Террейс не нашел доказательств тому, что хорошо обученные обезьяны, с большим лексическим
Hosted by uCoz