как цефалокаудальная тенденция. Во-вторых, развитие происходит в направлении от центра тела к его
периферии, и такой ход развития в литературе называют проксимодистальной тенденцией. В-третьих,
наблюдаемые первоначально генерализованные реакции, в к-рых участвуют почти все мышцы тела,
постепенно сменяются более специфическими реакциями, и эта тенденция развития обозначается в
литературе как продвижение от грубых к тонким движениям.
Арнольд Гезелл, к-рого интересовали генетически обусловленные или связанные с созреванием
аспекты развития, основал при Йельском университете Йельскую клинику развития ребенка (Yale Clinic
of Child Development). Гезелл занимался изучением развертывания внутренних тенденций, а не тех
изменений, которые вызваны научением или опытом. Он пришел к выводу, что поведение появляется в
неизменной последовательности и что вызванные созреванием изменения делают возможными новые
виды поведения. Гезелл считал, что знание вызванной созреванием готовности (maturational readiness)
ребенка крайне важно для разработки наилучших учебных и тренинговых программ.
Обработав результаты исслед. в Йельской клинике, Гезелл и Аматруда (Gesell & Amatruda, 1947)
опубликовали поведенческие нормы в отношении многих аспектов развития ребенка в книге под
названием «Оценки возрастного развития: нормальное и аномальное развитие ребенка» (Developmental
diagnoses: Normal and abnormal child development). Описанные в этом издании нормативные образцы
поведения выбирались таким образом, чтобы 50% обследуемых детей, находящихся на определенном
возрастном уровне, демонстрировали соответствующее ему поведение, 25% обнаруживали поведение
более низкого уровня и еще 25% поведение следующего, более высокого уровня. Целью разработки
и представления норм в такой форме было оказание родителям помощи в принятии обоснованных
решений касательно своих детей. Эти нормы позволяют составить представление о ходе обычного
возрастного развития детей и осознать возможное существование связанных с ним проблем у
конкретного ребенка. Хотя Арнольд Гезелл подчеркивал в своих работах важность возрастных норм, он
тонко чувствовал различия между детьми и совсем не хотел, чтобы нормы скрывали индивидуальный
характер развития.
Некоторые психологи считают, что Гезелл без должных оснований придал своим стадиям
возрастного развития универсальный характер. Другие приходят к выводу, что его труд по
последовательным ступеням развития и его подтвержденное фактами описание стадий роста как
главных периодов реорганизации, за к-рыми следуют периоды интеграции произошедших изменений,
много добавили к нашему пониманию того, как меняется ребенок в ходе созревания.
Жан Пиаже понимал развитие как непрерывное и созидательное взаимодействие организма и
среды. Он отмечал вклад в развитие интеллекта телесной и сенсорной активности и указывал на
необходимость адекватной стимуляции в первые годы жизни. Пиаже пришел к выводу, что стадии
развития ребенка касаются специфики когнитивного поведения, к-рое постепенно и предсказуемо
изменяется в определенном порядке.
Пиаже выделил четыре осн. стадии, каждая из к-рых заключает в себе совместимые способы
рассмотрения мира, отличные от способов остальных трех стадий. Эти стадии образуют строгую
последовательность, и каждый чел. в своем развитии обязательно проходит все четыре стадии. В то же
время они не являются строго фиксированными на оси времени, т. е. могут частично перекрывать одна
другую, а возраст, в к-ром должна наступить та или иная стадия, весьма приблизителен.
Этим четырем стадиям Пиаже дал следующие названия: а) сенсомоторная (от рождения до
примерно 2 лет); б) дооперациональная (примерно от 2 до 7 лет); в) конкретных операций (примерно от
7 до 11 лет); г) формальных операций (примерно от 11 до 15 лет).
На сенсомоторной стадии младенец учится пользоваться своим телом и приобретает
непосредственный опыт через органы чувств. Вся деятельность носит практ. характер и основана на
непосредственных впечатлениях.
На дооперациональной стадии ребенок начинает пользоваться словами и решать более сложные
когнитивные задачи. Дети способны продвинуться от использования одно- или двухсловных
предложений в возрасте 2 лет до употребления предложений из 810 слов в 5-летнем возрасте.
С наступлением стадии конкретных операций вступает в силу буквальный, конкретный способ
мышления и происходит постепенный отказ от магического мышления, свойственного предыдущей
стадии. На протяжении этого периода рассуждения детей основываются на конкретных примерах, и
каждое событие (experience) рассматривается как единичное и не связанное с другими событиями.
Стадия формальных операций наступает с появлением способности развивать рациональные
(логические) структуры мышления. Дети приобретают способность понимать символические значения
и использовать абстрактные стратегии, понимать скрытый смысл и делать общие выводы из историй и
|