Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1347 of 1766 
Next page End  

игр.
Пиаже рассматривает эти изменения как результат продвижения индивидуума к состоянию
динамического равновесия (equilibrium). Уравновешенное множество представлений, организованных в
рабочую ментальную систему, может теперь использоваться для решения новых задач.
Дети ассимилируют определенные виды опыта на каждой стадии развития, когда выполняют то,
что они уже знают как сделать исходя из своего нового уровня компетентности. Аккомодация же
происходит, когда дети интериоризуют этот опыт и делают его частью своих новых потенциальных
способностей (capacity).
Фрейда считают главной фигурой среди теоретиков, стоящих на позициях стадиального подхода
к возрастному развитию. Его теория психосексуального развития подчеркивает то обстоятельство, что
определенные виды раннего опыта, полученного в течение сенситивных периодов, оказывают
продолжительное воздействие на человека. Фрейд предположил существование пяти основных стадий
развития; каждая из них характеризуется новой проблемой социализации, с к-рой сталкивается
индивидуум. Стадия 1 — оральная, приходящаяся на период от рождения до 1,5 лет; стадия 2 —
анальная, продолжающаяся от 1,5 до 3 лет; стадия 3 — фаллическая, от 3 до 7 лет, во время к-рой
ребенок начинает сознавать генитальные различия и удовольствие, вызываемое стимуляцией
генитальной зоны, как в случае мастурбации. Именно на этой стадии появляются эдипов комплекс и
комплекс кастрации. Стадия 4 — латентная, продолжающаяся от 7 до 12 лет, — представляет собой
период в развитии, когда первичные любовные увлечения переключаются на людей за пределами
семьи. Базисная личность уже сложилась к этому времени и теперь приобретает более или менее
устойчивые очертания. Латентную стадию часто воспринимают как затишье перед бурей пубертатного
периода. Стадия 5 — генитальная, начинающаяся с 12 лет и переходящая во взрослость, —
характеризуется усилением инстинктивных сексуальных влечений, ослаблением родительских
привязанностей и возникновением конфликтов с подростками.
Фрейд полагал, что если чел. проходит первые три стадии без психич. травмы, то скорее всего он
будет психологически здоровой личностью. Однако, если во время прохождения этих стадий какие-то
из базисных потребностей фрустрируются, развитие личности будет задержано или, говоря иначе,
произойдет фиксация и личность будет искажаться на всех последующих стадиях развития.
Подобно Пиаже и Фрейду, неофрейдист Эрик Эриксон верил в истинность стадиального подхода
к развитию. Он не разделял психосексуальных концепций Фрейда, считая их слишком узкими, и
утверждал, что личность не полностью определяется событиями раннего детства, а продолжает
развиваться на протяжении всей жизни. Эриксон разработал свою, состоящую из восьми стадий,
периодизацию психосоциального развития, в к-рой приходящиеся на раннее детство стадии
практически полностью идентичны стадиям Фрейда.
Лоуренс Колберг рассматривал моральное развитие как универсальный когнитивный процесс,
проходящий ряд стадий в строго определенном порядке со скоростью, определяемой возможностями и
опытом индивидуума.
См. также Развитие в период отрочества юности, Развитие социального поведения людей,
Эриксонианские стадии развития, Моральное развитие, Нормальное развитие
Ф. Д. Бреслин
Стандартизация теста (test standardization)
С. т. — это установление унифицированных процедур для а) его проведения и б) подсчета
получаемых с его помощью показателей. Первые стандартизированные тесты появились в начале XX
столетия, когда Э. Л. Торндайк, занимающийся эксперим. психологией, наряду с др. учеными,
распространили принципы, полученные в лабораториях, на психол. измерения.
«Стандарты для образовательных и психологических тестов» (Standards for educational and
psychological tests, American Educational Research Association, 1985) лают общие рекомендации
относительно процедуры, к-рым должны следовать издатели и пользователи тестов, для того, чтобы
гарантировать применение стандартизированных процедур. Контроль за процедурой проведения тестов
в значительной степени достигается за счет инструкций, приведенных в руководствах по тестам. Что
касается процедуры оценки, то в «Стандартах» указано, что желательно, чтобы детальные инструкции
как для субъективных, так и объективных тестов были помещены в руководстве по тесту, и, в случае
субъективно градуированных тестов, следует указать результаты исслед. степени согласия лиц,
проводящих оценку. С. т. тж должна давать детальную информ. по поводу того, кто имеет
Hosted by uCoz