Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1348 of 1766 
Next page End  

квалификацию, достаточную для применения и оценки результатов теста.
Заключительным моментом С. т. яв-ся разработка норм теста. Эти величины, в сочетании с
данными о надежности и валидности, позволяют психологам надлежащим образом интерпретировать
результаты, полученные в результате тестирования. Тесты можно приравнять к др. аналогичным тестам,
так, чтобы сравнивать их результаты друг с другом.
Очевидны три потенциальных преимущества стандартизированных психол. тестов. Во-первых,
стандартизированные тесты часто имеют более высокое качество, чем составленные для проведения в
конкретных местах. Во-вторых, проведение стандартизированных обследований может освободить
психологов и др. специалистов от траты времени на конструирование тестов, личное проведение
тестирования и других оценочных мероприятий, и дает им возможность заняться более важными
вещами — терапией, обучением, и интерпретацией результатов, например. Наконец, использование
стандартизированных измерений облегчает общение психологов друг с другом. Следует отметить и
один важный недостаток стандартизированных процедур: из-за своей доступности,
стандартизированные тесты иногда используют в неподходящих ситуациях.
См. также Измерение
К. Ф. Гейзингер
Старение и интеллект (aging and intelligence)
Интеллект вызывал постоянный интерес и споры как предмет исслед. в области развития
взрослых. Тема интеллектуальных изменений во взрослости — сложная, комплексная тема,
характеризуемая наличием различных теорет. подходов и многочисленных методологических проблем.
Существующие данные говорят о том, что интеллект лучше всего рассматривать как
многомерную (многоаспектную) способность и что IQ не может служить адекватной или точной
оценкой взрослого интеллекта. Поэтому утверждения о повышении или снижении интеллекта с
возрастом должны делаться с учетом комплексного характера интеллектуальной деятельности во
взрослости. Вследствие этой комплексности для нас не должно быть неожиданным обнаружение того,
что различные аспекты интеллекта изменяются с возрастом у разных людей по-разному (и по разным
причинам).
К числу самых первых исслед. возрастных изменений интеллектуальной деятельности, в к-рых
были получены данные о заметном снижении уровня интеллекта с возрастом, относятся исслед.
Майлзов и Джоунза и Конрада. Ранние исслед. методом поперечных срезов также обнаружили, что
суммарный показатель векслеровской шкалы интеллекта взрослых (WAIS)
с увеличением возраста
(относительно стандартной референтной группы лиц от 20 до 34 лет) достигает пика между 20 и 34
годами и медленно снижается примерно до 60-летнего возраста, после к-рого наступает резкий спад.
Однако лонгитюдные исслед. обычно показывают повышение суммарного показателя с возрастом.
Ботвиник отмечает, что паттерны «сырых» (uncorrected)
показателей действительно отражают
возрастные тенденции, при условии «соответствия» (appropriateness)
содержания тестирования и
состояния тестируемого чел. Кроме того, индивидуальные различия в интеллекте могут перевешивать
такие возрастные различия, чем объясняются относительно низкие корреляции между возрастом и
интеллектом.
На основе данных, полученных методом поперечных срезов, был установлен классический
паттерн старения интеллекта: показатели как вербальных, так и невербальных субтестов WAIS,
снижаются с возрастом, однако снижение невербальных показателей выражено значительно сильнее.
Этот результат, как отмечает Ботвиник, был воспроизведен, по меньшей мере, в девяти главных исслед.
Используя шкалу Стэнфорд-Бинэ, Т¸рмен методом поперечных срезов получил данные стандартизации,
к-рые дали аналогичную картину. Кроме того, Папалиа с коллегами и Хорнблум и Овертон
опубликовали данные о возрастных декрементах в задачах Пиаже на сохранение, утверждая, что это
снижение идет параллельно ухудшению флюидных способностей, наблюдающемуся с увеличением
хронологического возраста. Каждая из этих задач относительно свободна от влияний формального
образования, культуры или специфического жизненного опыта. Возможно, мышление пожилых
качественно отличается от мышления молодых взрослых, заставляя первых переопределять задачи
Пиаже таким образом, что ответы на них будут с необходимостью отличаться от предполагаемых
экспериментатором. Поэтому предположение о связанном с возрастом снижении интеллекта (по Пиаже)
вполне может уступить место предположению о существовании новой стадии интеллектуального
развития, названной постформальным рассуждением (postformal reasoning). Постформальное
Hosted by uCoz