Navigation bar
  Print document Start Previous page
 136 of 1766 
Next page End  

Изучение вопроса о приросте MA с увеличением CA затрудняется действием двух факторов:
уровнем трудности заданий для молодых взрослых и различающейся структуры способностей,
тестируемых на разных возрастных уровнях. Если на верхнем конце шкалы не достает трудных
заданий, более старшие испытуемые просто не могут показать улучшения рез-тов. В этом случае тест
имеет слишком низкий «потолок». А если на разных возрастных уровнях тестируются разные функции,
какой смысл тогда вкладывается в утверждение, что MA увеличивается вместе с CA?
Постоянство IQ во времени уже давно изучается в связи с возрастом чел. В общем, было
установлено, что IQ школьников и взрослых является достаточно постоянным, чтобы обеспечивать
удовлетворительную точность предсказания в перспективе неск. лет. В определенных рамках, чем
старше тестируемые, тем дольше тестовые показатели остаются относительно постоянными (в пределах
4—5 единиц IQ). На противоположном краю возрастного диапазона IQ дошкольников является крайне
ненадежным предиктором тестовых показателей в более позднем возрасте. Следует, однако,
подчеркнуть, что даже при высоких ретестовых корреляциях для группы у отдельных тестируемых
могут происходить значительные систематические сдвиги IQ. Изменение на 30 или больше единиц IQ в
среднем за 12 лет было обнаружено у 9% участников исслед., к-рое провели Гонзик, Макфарлейн и
Эллин.
Интересно, что резкое снижение IQ
часто наблюдается за неск, лет до смерти, независимо от
того, когда наступает смерть. Такое снижение IQ может даже использоваться для предсказания смерти.
То, что такие процессы памяти, как узнавание и вспоминание, обнаруживают бесспорное
улучшение у детей где-то между 6 и 9 гг. жизни, вероятно, связано с увеличением умственного
возраста. Старшие дети в большей степени используют имплицитную вербализацию — маркирование,
повторение и сравнение стимулов. Возраст, по-видимому, больше сказывается на вспоминании, чем на
узнавании, улучшая рез-ты детей и ухудшая качество функционирования памяти у стариков.
В отношении изменений поведения в поздней взрослости и старости можно сделать целый ряд
обобщений.
1. Так как поведение является отчасти продуктом деятельности ЦНС, происходящее с возрастом
разрушение клеток головного мозга, вероятно, имеет отношение к изменению поведения. К 80—90 гг.
может теряться до 40% кортикальных клеток. Кроме того, на протяжении жизни в головном мозге
снижается содержание воды и повышается содержание жиров.
2. Пожилые люди имеют определенно больше проблем со здоровьем, чем молодые, что
неизбежно ведет к изменению их поведения.
3. Острота зрения и аккомодация глаза ухудшаются вследствие помутнения и потери
эластичности хрусталика в среднем возрасте. Изменения в сетчатке, происходящие в более позднем
возрасте, приводят к ухудшению цветового зрения и обострению чувствительности глаза к яркому
свету.
4. Аналогично возникает ослабление слуха: восприятие высоких частот теряется в среднем
возрасте, а после 65 лет мн. людям требуются слуховые аппараты (хотя они далеко не всегда ими
пользуются). Стресс, вызываемый потерей слуха, может приводить к депрессии и др. эмоциональным
расстройствам.
5. В старости происходит тж снижение вкусовой, обонятельной и болевой чувствительности.
6. Пожилым людям, по-видимому, требуется больше времени для заучивания вербального
материала, чем молодым. Однако, когда пожилые люди заучивают значимый для них материал и сами
регулируют этот процесс, они успешно справляются с задачей. К тому же, они повышают скорость
заучивания и улучшают долговременное запоминание в тех случаях, когда их обучают пользоваться
способами опосредованного запоминания (мнемоническими приемами).
7. По-видимому, дефицит долговременной памяти пожилых людей в значительной степени
связан с нарушением поиска информ. в памяти. Кратковременная память дает сбои только в тех
случаях, когда задача требует распределенного внимания (напр., при дихотическом прослушивании).
Объем остается, по существу, сохраненным до самого преклонного возраста.
8. Индивидуальная изменчивость выполнения всех интеллектуальных задач увеличивается с
возрастом, но это не ставит перед людьми каких-то особых учеб. проблем примерно до 70 лет и даже
позже.
9. С увеличением возраста ЦНС работает все медленнее. Этим изменением, по-видимому, можно
объяснить постепенное уменьшение скорости реагирования при решении широкого круга задач,
включая задачи на время реакции, сортировку объектов, копирование, зачеркивание и др. сходные
функции обработки информ.
Hosted by uCoz