Navigation bar
  Print document Start Previous page
 137 of 1766 
Next page End  

10. Хотя существует крайне мало исслед. решения задач и креативности как функции взросления
и старения, ряд гипотез был сформулирован и в этой области:
- Пожилые испытуемые в эксперим. ситуации формирования искусственных понятий склонны
задавать неинформативные вопросы, сбиваться под влиянием нерелевантной и избыточной информ. и
обращаться с положительными и отрицательными образцами понятия как с положительными.
Неспособность извлекать пользу из отрицательной информ. может создавать впечатление
недостаточной гибкости.
- Если нагрузка на память пожилых людей невысока и им даются подсказки по поводу стратегий,
связанные с возрастом недочеты в решении задач могут существенно сокращаться (Sanders et al., 1975).
- Хотя Леман (Lehman, 1953) пришел к заключению, что большинство творческих достижений
приходится на ранние этапы карьеры ученого или художника, накоплено немало фактов,
свидетельствующих об иной возможности: нек-рые из наиболее ценных научных открытий и вкладов в
культуру были сделаны отнюдь не молодыми людьми. Напр., Клод Моне начал свой знаменитый цикл
«Кувшинки» в 73 г.; Бенджамин Франклин изобрел бифокальную линзу в 78 лет; Софокл написал «Царя
Эдипа» в 75 лет, Джордж Бернард Шоу написал свою первую пьесу в 48 лет. Когда качество сочинений
Баха и Бетховена оценивают по числу сделанных записей исполнения конкретного произведения, самые
поздние сочинения явно превосходят все остальные.
11. С возрастом меняются интересы людей: участники спортивных соревнований становятся
болельщиками, а уровень преступности неуклонно снижается.
12. Наконец, рез-ты ряда корректно проведенных последовательных исслед. свидетельствуют о
том, что личность чел. характеризуется в большей мере непрерывностью, чем изменением. Видимо,
когортные различия все же более выражены, чем возрастные изменения.
См. также Болезнь Альцгеймера, Развитие человека, Развитие на протяжении жизни,
Лонгитюдные исследования
М. Р. Денни
Воображаемые товарищи (imaginary companions)
В раннем детстве (от 2 до 6 лет) мн. дети имеют воображаемых друзей, к-рые существуют лишь в
их фантазиях. Строго говоря, В. т. невидимы, поэтому чучело животного или кукла, к-рых ребенок
считает живыми, к этой категории не относятся.
Поскольку фантазия и магическое мышление — это типичные характеристики мыслительных
процессов детей данного возраста, сам факт разговоров ребенка с пустотой или упорное отстаивание т.
зр., что невидимый друг на самом деле существует, вовсе не является признаком патологии. В
действительности, В. т. могут быть признаком душевного здоровья и благополучия, т. к. нередко
помогают ребенку справиться с одиночеством, страхом или др. проблемами.
Есть данные, согласно к-рым дети, имеющие В. т., превосходят своих сверстников, не имеющих
В. т., в креативности и интеллектуальном развитии. Родителям следует проявлять беспокойство лишь в
тех случаях, когда ребенок, по-видимому, полностью живет в придуманном мире и не способен
устанавливать и поддерживать отношения с реальными людьми.
См. также Развитие в раннем детстве, Фантазия
К. С. Бергер
Вопрос об отношении души и тела (mindbody problem)
На протяжении веков ученые разных специальностей бились над определением природы чел.
Одним из ключевых вопросов была и остается проблема определения души (разума), тела и их
взаимосвязи.
Существует общее согласие по поводу того, чтобы относить к «телу» материальные, физические
характеристики организма, различные формы активности которого могут быть изучены традиционными
эмпирическими научными методами.
Главная трудность заключается в вопросе о самом существовании такой сущности, как разум
(психе, душа), и о путях ее определения, т. е. в В. о. д. т. Для некоторых мыслителей непосредственный
опыт сознавания себя (self-awareness)
служит доказательством того, что душа качественно отлична от
физиолог. тела. На одном полюсе представлений о душе термин mind (разум, психика, душа) или mental
(ментальное, психическое) всегда определялся как нефизическая, нематериальная, нетелесная сущность.
Hosted by uCoz