нарушение конгруэнтности, а тж сознавать, что каждому из них следует сделать для улучшения
коммуникации. Они учатся отыскивать признаки развивающихся конфликтов или борьбы за власть,
необходимости обсудить проблему, разделить успех, потребности в симпатии или интимности. Кроме
того, супруги практикуются в использовании навыков межличностного общения, необходимых для
формирования новых желательных видов поведения.
Вместе с тем участники С. к. г. научаются также проводить различие между группой поддержки
и службой спасения, использовать др. участников в качестве временной группы поддержки на период
консультирования, а тж создавать полноценные группы поддержки при участии значимых других за
рамками С. к. г. Наблюдение за тем, как др. участники С. к. г. обсуждают свои проблемы, и воплощение
в жизнь новых моделей поведения побуждают клиентов к риску ради требуемых изменений. Таким
образом, др. участники С. к. г. яв-ся не только помощниками, но и образцами для подражания.
Определение процесса. Триада в такой группе включает жену, мужа, а также одного или
нескольких помощников участников группы. Опытные психотерапевты пришли к заключению, что
можно обучить каждого клиента налаживать парные отношения с консультантом или др. клиентом-
помощником в группе таким образом, чтобы помочь супругу, не причиняя ему вреда.
Накануне первой сессии консультант составляет расписание первичных интервью с каждой
парой. Сначала консультант помогает паре коротко обсудить исходное состояние своих брачных
отношений и семейные проблемы, а также интересуется мнением супругов о том, какого рода
сотрудничество им требуется для освоения новых моделей поведения. Затем консультант поощряет
каждого члена пары к обсуждению собственного непродуктивного поведения, к-рое нуждается в
коррекции, и сразу же начинает обучать его/ее выполнять роль помощника консультанта, а не просто
жаловаться на недостатки своей половины. Далее проводится встреча с каждым из супругов
индивидуально для того, чтобы убедиться в реальности их ожиданий и серьезности намерения достичь
терапевтических изменений. Наконец, консультант вновь беседует с парой для получения
подтверждения о готовности каждого из них освоить новые модели поведения. На этом этапе
составляется сводный перечень задач каждого из супругов и пары в целом и решается вопрос о
заключении контракта для участия в работе консультативной группы.
Если, напр., первой начинает говорить жена, ее поощряют говорить о ее собственных проблемах
и непродуктивных и/или саморазрушительных видах поведения. Во время ее рассказа консультант
пытается точнее определить, что именно ее беспокоит. Кроме того, он поощряет др. клиентов, особенно
мужа, проявлять сочувствие и определить, что в опыте женщины наиболее травматично. Вместе с тем
слушатели могут облегчить ее исповедь, используя прием переформулирования эмоционального
смысла высказываний. Задачей группы также яв-ся помочь клиентке в принятии решения о том, чему и
с чьей помощью ей следует научиться для улучшения качества своей жизни, а также с кем следует
обсудить свои цели и у кого попросить поддержки для их достижения.
Функционирование в роли помощника консультанта повышает сензитивность мужа к
потребностям жены и усиливает желание помочь ей, устраняет желание отомстить и стремление
одержать победу в борьбе за власть, одновременно поощряя его к близким отношениям для освоения
новых навыков совладания с конфликтом и улучшения коммуникации с женой. Постепенно супруги
обнаруживают, что каждый из них должен взять на себя ответственность за определение и освоение
новых желательных для себя моделей поведения каждый может изменить только себя. Кроме того,
супруги научаются получать взаимную поддержку и поощрение, вместе обсуждать неудачи и их
возможные причины, а тж разделять радость по поводу успехов друг друга.
Консультант следит за возможностями научить других участников быть хорошими клиентами и
хорошими помощниками поначалу через подкрепление желательного поведения. По ходу ранних
групповых сессий консультант на конкретных примерах объясняет каждому участнику, как можно было
иначе себя вести, чтобы быть более эффективным в роли помощника или клиента. Целесообразно
использовать отснятые в группе видеоматериалы для того, чтобы помочь клиенту увидеть последствия
своего поведения и наметить его более адекватные альтернативные варианты.
Для некоторых пар, у к-рых есть проблемы с детьми, зачастую бывает желательно перед
обычной еженедельной сессией С. к. г. провести сессию по семейному консультированию в
присутствии др. пар из группы. Обычно консультант при этом освещает преимущества семейного
совета и объясняет, как его создать и поддерживать.
Доктрина модели С. к. г. Для эффективной работы консультант должен уметь налаживать
хорошие отношения с клиентами. Этого можно достичь, если проявлять искреннее внимание к
потенциальным клиентам, точно описывать предстоящую работу в группе, обучать открытому
|