Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1381 of 1766 
Next page End  

Супружеское консультирование (marriage counseling)
С. к. относится к области систематического применения методик модификации
дисфункциональных отношений. Его появлению способствовало разрушение института семьи
вследствие Первой и Второй мировых войн.
Исторически сложились три различных клинических подхода. Первый отражал модную тогда
ориентацию на психоанализ, с акцентом на индивидуальной динамике каждого из супругов. Процесс
заключался в том, чтобы обобщить индивидуальную динамику супругов до приемлемого для обоих
разрешения супружеского конфликта, не ослабляя, однако, трансферентную динамику индивидуальной
психотер. Сторонники второго подхода предусмотрительно отошли от психоаналитических забот,
чтобы сосредоточиться исключительно на терапии супружеских отношений. Хотя этот подход
представлял собой самую раннюю форму терапии пар, он имел дело только с сознательным материалом
взаимодействия, полностью игнорируя лежащую в их основе личностную динамику. Третий подход
подчеркивал необходимость оценки и индивидуальной динамики супругов, и специфического характера
взаимодействия паттернов этой динамики, приводившего к дисфункциям отношений и взаимодействия.
Этот подход использовал широкий спектр различных клинических стратегий, включая индивидуальные,
совместные, параллельные и комбинированные методы.
В процессе развития С. к. вышло далеко за рамки обычного клинического метода. В области
терапии, наконец, получил признание тот факт, что нарушения отношений непосредственно связаны с
семейными процессами, сетью личных контактов и соц. окружением. Идея о том, что индивидуум
функционирует в рамках системы, подчеркивалась в семейной терапии с конца 1940-х гг. Мн. практики,
именующие себя специалистами по С. к., приглашают для участия в одной или нескольких сессиях
детей или родителей обоих супругов. И наоборот, некоторые семейные терапевты переключаются на
работу с супругами, как только удается решить проблемы с детьми как носителями симптомов.
Для области супружеской и семейной терапии характерен широко определяемый системный
подход, к-рый, хотя и не всегда выражен в явной форме, отражается в изменчивых интерпретациях
структурных, стратегических, эмпирических, коммуникационных и психодинамических моделей.
Теория систем служит общей концептуальной рамкой для широкого спектра терапий. Мн.
терапевты ссылаются на «теорию систем», но каждый понимает ее несколько по-своему. Супружеские
отношения существует в рамках системы межличностного взаимодействия. Индивидуум, к-рый
попадает в поле внимания терапевта, — «выявленный пациент» — чаще служит симптомом
дисфункции системы, чем единственным источником трудности. Изучаемые взаимоотношения имеют
обнаружимые, хотя и не всегда ясные вовлеченным в них людям, структуры отношений и
коммуникаций. Выявление этих структур (или паттернов) позволяет сформулировать желаемые
терапевтические изменения в качестве конкретных целей С. к.
Теоретики поведенческого подхода рассматривают супружеский дистресс как препятствие на
пути взаимного подкрепления. Изменяя соотношение позитивных и негативных актов в пользу первых,
партнеры будут также испытывать перемены в своих чувствах и мыслях по поводу их
взаимоотношений. К числу ведущих сторонников подхода, основанного на теории соц. научения,
относятся Джеральд Паттерсон и Ричард Стюарт.
Теория Роджерса применялась гл. обр. при работе с парами и на уровне отношений «родитель—
ребенок». Бернард и Луиза Герни были основателями лично-центрированного подхода, при к-ром
уделялось особое внимание выражению эмоций посредством развития навыков говорения и слушания.
Акцент на совершенствовании определенных навыков вместо терапии целостных взаимоотношений
впоследствии получил развитие в работе Шерон Миллер. Программа Minnesota Couples Communication
Program использует модель «колеса сознавания» (awareness wheel) для обучения таким специфическим
навыкам, как «словесное выражение чувств и намерений».
Терапевтические методы С. к. тж развивались в направлении более интегративного подхода, к-
рый предполагает оценки индивидуума, межличностных взаимодействий и семьи в целом, с учетом к-
рых строится многоаспектная терапевтическая работа. Мн. практики концентрируются
преимущественно на очевидных проблемах коммуникации. Некоторые, их меньшинство, делают акцент
на использовании методик поведенческой терапии, пытаясь изменить роли и исправить нарушения
взаимодействия. Если одни консультанты могут работать одновременно с несколькими парами в
обстановке групповой терапии, то другие соглашаются проводить С. к. лишь в том случае, когда для
участия в сессиях можно пригласить родителей обоих супругов.
Те консультанты, к-рые хотят добиться существенных изменений, помимо поддерживающих и
Hosted by uCoz