количество проблем.
Эти исслед. продемонстрировали, что эмоциональная привязанность не зависит от
вскармливания, но определяется тактильным комфортом. Будучи напуганными, обезьянки бежали к
плюшевым суррогатам, а не к проволочному заменителю.
См. также Девиантное созревание, Материнская депривация
С. Д. Шерритс
_Т_
Табу (taboos)
Слово Т. происходит от полинезийского слова, имеющего значение «запрещенный» или
«опасный» (гавайское: kapu).
В словоупотреблении на Западе этот термин стал обозначать что-либо
запретное, напр., «табуированный предмет». Одной из таких запретных тем является инцест. В
викторианской Англии и Америке были запрещены любые упоминания о сексе но это не
препятствовало незаконной сексуальной активности.
Упоминание о смерти в той или иной степени запрещено почти во всех об-вах. В некоторых
случаях, упоминание об умерших людях надлежит сопровождать определенным «ограждающим
действием» (insulating act), вроде восклицания «Господи, помилуй его душу!» или осенений себя
крестом.
Расставание с жизнью по собственной воле Т. в большинстве стран мира, невзирая на то, что в
некоторых об-вах оно яв-ся культурно санкционированным при специфических обстоятельствах. В зап.
культуре с неодобрением относятся даже к самим разговорам о самоубийстве. Профессиональные
психиатры мн. годы знали о суицидальных тенденциях своих пациентов, однако лишь недавно Т. на эту
тему было в достаточной мере сломлено, чтобы эти тенденции могли начать обсуждаться.
См. также Культурные различия
У. Э. Грегори
Таксономические системы (taxonomic systems)
Таксономия это наука о классиф., то есть, распределении индивидуумов по группам в рамках
системы категорий, различающихся априорными характеристиками. В принципе, можно формировать
однородные группы объектов на основе оценки «сходств» или распределять объекты по взаимно
исключающим группам на основе оценки «различий».
Наука традиционно шла по пути классиф. и анализа. Важность классиф. достигает максимума,
когда область исслед. оказывается разнородной и аморфной, что яв-ся частым случаем в науках о
поведении. Определенные классы это не просто символические обозначения; они связывают
содержание науки с реальным миром. Фактически, можно утверждать, что классиф. яв-ся естественным
когнитивным процессом интеграции, в к-ром содержание опыта связывается с реальным миром.
Классиф. яв-ся по сути временной и искусственной, априорной структурой, служащей
ограниченной цели. Подобно любому заменителю «реальной вещи», системы суррогатов сменяют друг
друга по мере изменения нашего представления о реальном мире.
Успешные системы прошлого, от классических таксономии Линнея и Менделеева до совр.
«стадий» Эрика Эриксона и генетической эпистемологии Жана Пиаже, явились продуктивными
эвристическими моделями, заложившими основу дальнейших исслед. Хотя классиф. неоспоримо играет
решающую роль в развитии науки, эта процедура отнюдь не лишена подводных камней. В связи с ее
использованием возникают множество заслуживающих внимания проблем.
Направляющая миссия научной классиф. раскрытие непредвиденных взаимосвязей может
завести в тупик, если рационально определяемые категории маскируют сложность явления путем
произвольного сведения существующего разнообразия к ограниченному кругу фиксированных
категорий.
Вторая проблема касается наиболее простой и наиболее часто используемой процедуры классиф.
дихотомизации. Очевидно, что тенденция раздваивать все аспекты челов. опыта характерна не
только для эпохи античности, но также имеет прочные корни в совр. мышлении.
Однако, оправданность подобного раздвоения челов. опыта выглядит сомнительной. Тяга к
|