единой и монолитной переменной. Очевидны различные субкомпоненты страха смерти страх
попасть в ад, страх неизвестного, потеря идентичности и боль, причиняемая оставшимся в живых.
Далее, у мн. людей существуют значительные различия между сознательным и бессознательным
страхом смерти. Работникам помогающих профессий следует проявлять предельную осторожность в
принятии на веру той степени страха, к-рая выражается людьми на сознательном уровне. Предчувствия
и страхи в отношении умирания и смерти могут скрываться под различными масками и проявляться в
таких симптомах, как бессонница и подавленное настроение, как и во всякого рода психосоматических
и эмоциональных расстройствах.
Уход за умирающим человеком. Продление процесса умирания, явившееся результатом
прогресса в области медицины, привело к обострению проблемы сохранения у пациентов чувства
собственного достоинства и контроля над собой. Результаты клинических наблюдений и эмпирических
исслед. свидетельствуют о том, что умирание является не только биолог., но и психосоциальным
процессом. Коммуникация с умирающими пациентами должна вызывать их на открытый и честный
диалог с врачом и семьей и отвечать их потребности в заботе и внимании.
Влиятельная модель, рассматривающая пять «стадий умирания», была предложена Кюблер-Росс:
отрицание и изоляция, ярость, попытка торговаться, депрессия и принятие. Эта модель оказалась
полезной для достижения понимания того, что переживает умирающий. Обнаружилось, в частности,
что эти стадии могут объединяться, идти в др. порядке или даже отсутствовать.
К сожалению, распространена такая ситуация, когда профессионалы теряют мотивацию и
интерес к уходу за умирающим и направляют свои усилия в др. русло, поскольку их усилия по его
спасению не приводят к успеху. Для того чтобы изменить эту ситуацию были созданы хосписы, задачи
к-рых заключаются в снижении хронической боли, улучшении качества жизни пациентов и
подключении членов их семей к уходу за умирающим.
Сегодня становятся доступными новые альтернативы, поскольку расширение возможностей
медицины способствовало осознанию факта, что взаимодействие с умирающим человеком содержит
экономические, правовые и этические, а тж мед. и психол. аспекты. Попутно идет усиление интереса к
таким вопросам как завещания о жизни, информированное согласие и эвтаназия.
Горе. Выражение горя не является признаком слабости или потворства самому себе. Скорее, оно
отражает необходимую, глубокую и челов. потребность, присущую всем нормальным людям. Панихида
и ритуал похорон, являющиеся традиционными атрибутами процесса траура, выполняют чрезвычайно
важную роль, поскольку они подчеркивают реальность смерти, обеспечивают поддержку и теплое
участие др. людям, когда они в этом нуждаются, и служат мостом для перехода к жизни в новых
обстоятельствах, без близкого человека.
Зачастую трудно провести различие между естественным нормальным процессом переживания
горя и его патологическим выражением. Клиницисты полагают, что последнее может приобретать
разнообразные виды, такие как болезненная поглощенность невосполнимостью утраты,
продолжительное и отчетливое ухудшение функционирования, отсроченная скорбь или се внезапное
прекращение, преувеличение симптомов горя и девиантное поведение, нарушающее традиционные
ожидания или подвергающее угрозе здоровье и безопасность себя и других.
Методологические соображения. Несогласованность данных, имеющихся в литературе о
смерти, обусловлена использованием различных популяций, возрастов, измерительных инструментов и
недостаточным осознанием сложного и многогранного характера аттитюдов к смерти. В настоящее
время эта область серьезно нуждается в лонгитюдных исслед., кросс-валидизации и анализе надежности
используемых процедур, более тонком отражении многоуровневых аспектов, расширенной проверке
функциональных и поведенческих коррелятов аттитюдов к смерти, большем вниманием к
социокультурному контексту и преобразованию осн. предположений о связанных со смертью мыслей,
переживаний и стилей совладания в операциональные эмпирические процедуры.
См. также Потеря и горе
Г. Файфел
Т-группы (T-groups)
Т-г., или тренинговая группа, возникла летом 1946 г. в результате обязанного счастливому
случаю события на семинаре по внутригрупповым отношениям. Исследовательский коллектив
возглавлял Курт Левин.
По окончании семинара, на «разборе полетов», четыре ведущих семинар сотрудника пришли к
|