выводу, что использование группового процесса в качестве программы изучения развития группы и
предпринимаемых действий было важным открытием, нуждавшимся в дальнейшей разработке. Эти
авторы ввели четкое разграничение между групповой терапией, ориентированной на
интраперсональную динамику участников, и Т-г., ориентированной на изучение развития группы,
динамики лидерства/членства и процессов межличностного взаимодействия.
В 1950-е гг. представители разных профессий начали адаптировать Т-г. к собственным нуждам.
Специалисты, ориентировавшиеся на клинические, личностно-центрированные задачи, разработали
«группу встреч» (encounter group), проявляя особый интерес к развитию личности в результате
вовлечения индивидуума в процесс интенсивного группового взаимодействия и межличностной
обратной связи, получаемой от др. членов группы при содействии профессионального ведущего.
Др. специалисты проявили заинтересованность в создании малых рабочих групп (small face-to-
face work groups)
в качестве единицы, играющей решающую роль в повышении организационной
продуктивности. В целом ряде экспериментов были предприняты попытки адаптировать процесс Т-г. к
работе с естественными (полными) производственными группами. В 1960-1970-е гг. в рамках движения
за личностный рост была предпринята адаптация Т-г. для целей самоисследования, освобождения
индивидуума от блокировки в личностном и межличностном функционировании. Все это представляло
собой весьма значительный отход от первоначальной задачи Т-г. изучения группы и
интерперсональной динамики. В 1980-е гг. вновь оживился интерес к тезису Левина о том, что малая
первичная (face-to-face) группа представляет собой важное связующее звено между большой системой и
конкретным чел. С повышением внимания к качеству трудовой жизни, имеющему отношение как к
производительности труда, так и к психич. здоровью, все более очевидным становится то, что
поддерживающая первичная группа яв-ся важным связующим звеном между организационной
системой и человеком, в силу чего навыки и ценностные ориентации, формированию которых
способствует опыт участия в Т-г., приобретают новое значение.
См. также Групповая динамика
Р. Липпитт
Телеологическая психология (teleological psychology)
Телеология описание событий, включающее поведение организмов, основанное на
предполагаемом функционировании целей и/или интенций (намерений). Т. п., следовательно, должна
исходить из того, что поведение всех или некоторых организмов можно лучше всего понять через
применение понятий цели и интенции.
Чтобы понять описание поведения с т. зр. цели (telic), нужно сначала рассмотреть возможные
значения утверждения, что все существующее имеет причину, связанную с ним. Аристотель назвал
четыре основные направляющие силы, на к-рые он мог бы возложить ответственность за существование
вещи или наступление события. Первая
материальная причина, или субстанция, «образующая все
вещи». Действующая причина, или движущая сила, к-рая собирает вещи или служит инструментом
осуществления событий, второй причинный конструкт Аристотеля. Третий конструкт формальная
причина, или форма в событиях, а также различные формы, к-рые принимают вещи, становясь
узнаваемыми. Четвертый причинный конструкт в своей теории знания Аристотель назвал финальной
причиной или «тем, ради чего» происходят события или существуют вещи.
История челов. мысли знает три варианта телеологической теории. Первый это
антропоцентрическая телеология (human teleology), иллюстрируя к-рую Сократ указывал на
негоциантов, пускающихся в опасные морские путешествия «ради» возможной прибыли (искомой
«цели»). Существует также и естественная (natural) телеология, как в случае Аристотеля, полагавшего,
что листья на деревьях существуют «ради того», чтобы фрукты могли расти в тени, иными словами,
считавшего, что природа «действует» целенаправленно. И, наконец, есть различные божественные
телеологии, предложенные теологами и утверждающее, что естественный ход вещей подчиняется
божественному плану. Это последнее толкование конечной цели, должно быть, и привело к
постепенному отказу от телеологического описания как научной метаконцепции.
Большинство философов, придерживавшихся эмпирической традиции, сохраняли свою веру в
Бога, но в занятиях наукой предпочитали строгий метод, к-рый не опирался на божественную
телеологию, когда речь шла о доказательстве его описательных возможностей или установлении его
применимости. Целью всех «истинных» естествоиспытателей была редукция, или сведение
наблюдаемых единичных явлений и/или действий к лежащим в их основе механическим процессам.
|