чел. ест или бежит, значительно труднее определить, чем вызвано подобное поведение. Если известны
релевантные условия, предшествующие данному поведению, напр., если известно, что бегу
предшествовало предъявление вредного для здоровья стимула, а еде предъявление пищи, к-рую
перед этим отобрали, у исследователей есть возможность понять его. Однако проблема не только в том,
чтобы идентифицировать эти предшествующие поведению условия или состояния. Установление связи
наблюдаемого поведения с предполагаемыми, скрытыми от глаз наблюдателя внутренними функциями
организма, такими как страх или голод, требует именования этих функций. Такое именование по
существу и составляет проблему Т. к.
Гипотетические конструкты и промежуточные переменные. Итак, Т. к. в психологии
называются гипотетические внутренние процессы, к-рые предположительно лежат в основе
определенных видов наблюдаемого поведения. Маккоркодэйл и Мил разделили все психол. Т. к. на две
группы, что имело важные последствия. Гипотетические конструкты определяются как сложные
внутренние процессы, значение к-рых не исчерпывается отношениями между стимулирующими
состояниями и последующим поведением (т. е. они имеют и некое дополнительное значение). Основная
проблема, возникающая с гипотетическими конструктами при подобном их определении, заключается в
том, что наличие такого дополнительного, точно не установленного смысла вносит ту или иную степень
неопределенности, затуманивающую основное определение конструкта и тем самым снижающую его
теорет. полезность.
Промежуточные неременные яв-ся более ограниченными понятиями. Их значения строго
ограничены определенными отношениями между стимулом и реакцией (т. е., между предшествующими
внешними условиями и последующим поведением). Промежуточная переменная это все то, что
происходит внутри организма (предположительно, в головном мозге) и объясняет наблюдаемое
отношение между стимулом и реакцией.
Психологам нелегко примириться с такими узкими определениями, и подобная интерпретация
промежуточных переменных критиковалась как «бесплодная». Отвечавшие на эту критику отмечали,
что обвинять в этом следует не сами промежуточные переменные, а то, как их используют при создании
теорий. Тем не менее промежуточные переменные никогда не пользовались особой популярностью у
психологов-теоретиков, а в наши дни, судя по всему, стали еще менее популярными. Несмотря на это,
по крайней мере некоторое приближение к полному операциональному определению, которое может
быть получено с помощью такого конструкта, каким яв-ся промежуточная переменная, вселяет надежду
на будущие достижения в теорет. психологии. Ниже приводятся примеры, подтверждающие
справедливость подобной точки зрения.
Примеры промежуточных переменных. Рассмотрим два случая использования
промежуточных переменных, свидетельствующих об их потенциальной ценности, особенно в качестве
инструментов создания теории. Маурер и Вик держали лабораторных крыс в состоянии постоянного
голода. Животные, входившие в эксперим. группу, имели возможность выпрыгнуть из клетки на пол и
избежать таким образом электрического шока, к-рый настигал их через 10 с после того, как они
начинали есть. Условия опытов с крысами, входившими в контрольную группу, были точно такими же,
с одной лишь разницей: они были лишены возможности избежать электрического шока. Животные из
эксперим. группы съедали больше пищи и ели быстрее, чем животные из контрольной группы. Это
различие в поведении нельзя было объяснить никакими различиями физ. характеристик электрического
шока. Маурер и Вик объяснили наблюдаемые поведенческие различия чувством беспомощности,
сформировавшимся у животных из контрольной группы. Последующая разработка проблемы
выученной беспомощности, проводившаяся сначала в опытах на животных, а позднее и в
экспериментах на людях, показала на конкретном примере, как расширение эксперим. и теорет. работы
может приводить к более широким и глубоким ответвлениям, чем первоначальная эксперим.
демонстрация промежуточной переменной.
В другом раннем эксперименте, поставленном по экспериментальному плану Маурера и Вика,
Маркс и Ван Спанкерен использовали лабораторных крыс с низким порогом к судорожным припадкам
(особей, к-рые оказались подверженными припадкам при стимуляции звуком высокой частоты и силы в
физически ограниченной среде, такой как клетка, и к-рых затем назвали аудиогенными). В две соседние
клетки, в центре к-рых были установлены вертикальные стержни, помещали крыс, имевших
одинаковую (это было установлено в результате ранее проведенных тестов) предрасположенность к
припадкам: в одну клетку крысу из эксперим. группы, в другую крысу из контрольной группы.
Затем начиналась вредящая звуковая стимуляция. Животное из экспериментальной группы могло,
наклонив шест, выключить этот звук, у контрольного животного такой возможности не было.
|