Что касается предмета нашего обсуждения (подкрепления), здесь Толмен не последовал примеру
Торндайка. Торндайк рассматривал последствия реагирования как имеющие чрезвычайное значение для
усиления ассоциативной связи между стимулом и реакцией. Он называл это законом эффекта (law of
effect), явившегося предтечей совр. теории подкрепления. Толмен полагал, что последствия реакции
оказывают воздействия не на научение как таковое, а лишь на внешнее выражение лежащих в основе
научения процессов. Потребность в разграничении научения и исполнения возникла в ходе попыток
дать интерпретацию результатов экспериментов по латентному научению. По мере развития теории,
название введенной Толменом промежуточной переменной, отражающей научение, неоднократно
менялось, но наиболее подходящим названием, вероятно, могло бы быть ожидание (expectancy).
Ожидание зависело исключительно от временной последовательности или смежности событий в
окружающей среде, а не от последствий реагирования.
Физиологическая теория Павлова. Для Павлова, как и для Толмена, необходимым и
достаточным условием научения являлась смежность событий. Эти события физиолог. представлены
процессами, протекающими в тех областях коры головного мозга, к-рые активируются
индифферентным и безусловным раздражителями. Эволюционные последствия выученной реакции
Павловым признавались, но не проверялись в эксперим. условиях, поэтому их роль в научении осталась
невыясненной.
Молекулярная теория Газри. Подобно Толмену и Павлову, и в отличие от Торндайка, Эдвин Р.
Газри считал смежность достаточным условием для научения. Однако, совпадающие во времени
события не определялась столь широкими (т. е., молярными) событиями в среде, как утверждал Толмен.
Каждое молярное средовое событие, по мнению Газри, состоит из множества молекулярных
стимульных элементов, к-рые он называл сигналами. Каждое молярное поведение, к-рое Газри называл
«действием», в свою очередь состоит из множества молекулярных реакций, или «движений». Если
сигнал сочетается по времени с движением, это движение становится полностью обусловленным этим
сигналом. Научение поведенческому действию развивается медленно лишь потому, что большинство
действий требует научения многим составляющим их движениям в присутствии многих специфических
сигналов.
Теория редукции драйва Халла. Использование промежуточных переменных в теории
научения достигло своего наиболее широкого развития в работах Кларка Л. Халла. Халл осуществил
попытку разработать общую интерпретацию поведенческих изменений, возникающих в результате
обеих, классической и оперантной, процедур. Как сопряженность стимула и реакции, так и редукция
драйва вошли в качестве необходимых компонентов в халловское понятие подкрепления.
Выполнение условий научения влияет на образование промежуточной переменной привычки
(habit). Привычка определялась Халлом как теорет. конструкт, суммирующий общий эффект
воздействия ряда ситуационных переменных на ряд поведенческих переменных. Связи между
ситуационными переменными и промежуточной переменной (привычкой), и далее между привычкой
и поведением выражались в форме алгебраических уравнений. Несмотря на употребление при
формулировках некоторых из своих промежуточных переменных физиолог. терминов, эксперим.
исслед. и теория Халла были связаны исключительно с поведенческим уровнем анализа. Кеннет У.
Спенс, сотрудник Халла, внесший значительный вклад в разработку его теории, отличался особенной
тщательностью в определении промежуточных переменных в чисто логических терминах.
Последующее развитие
Хотя ни одна из этих теорий промежуточных переменных не сохранила своего значения во
второй половине XX столетия, на последующее развитие Т. н. оказали влияние две их ключевые
особенности. Все последующие теории, как правило, опирались на мат. аппарат и рассматривали строго
очерченный круг явлений то есть, они являлись «миниатюрными» теориями.
Теория Халла была первым шагом на пути создания количественной теории поведения, но ее
алгебраические уравнения служили лишь для того, чтобы кратко сформулировать осн. понятия. Первые
действительно мат. Т. н. были развиты Эстесом. Др. количественные теории, вместо использования
теории вероятностей и мат. статистики, опирались преимущественно на теорию обработки информ. или
компьютерные модели.
В рамках теорий промежуточных переменных наиболее значительный вклад в разработку
принципа подкрепления внесли эмпирические исслед. Леона Карнина и связанные с ними теорет.
работы Роберта Ресколы и Алана Р. Вагнера. В процедуре классического обусловливания
индифферентный раздражитель, сочетаемый с к.-л. др. эффективным подкреплением, не приобретает
контроля над реакцией, если индифферентный раздражитель сопровождается др. раздражителем, к-рый
|