Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1424 of 1766 
Next page End  

Левин целиком отказался от аристотелева подхода к науке, включая какое бы то ни было подчеркивание
прошлого или будущего, причины или следствия. Он считал психологию областью научного изучения,
не имеющей ничего общего ни с биологией, ни с физикой, ни с какой бы то ни было др. естественной
наукой. Понятия, объекты и события, изучаемые этими науками, могут быть в известной мере
релевантны поведению, но это всего лишь психол. релевантность. Даже если индивидуум, поведение к-
рого изучается, вспоминает прошлое или проецирует себя в будущее, он делает это сию минуту, т. е. в
настоящем. Следовательно, релевантны только те аспекты прошлого (или будущего), к-рые вплетены в
ткань сиюминутной ситуации.
В отличие от мн. теорий, игнорирующих индивидуальные различия, Т. п. сосредоточена именно
на них. Левин исходил из того, что на восприятие чел. окружающей среды влияет импульс, посылаемый
самой средой, и что этот импульс, в свою очередь, изменяет последующую перцепцию. Среда (Е)
окружает чел. Однако чел. (Р) никогда не яв-ся ее частью, а среда никогда не является частью чел.
Между тем существуют проницаемые психол. границы, благодаря к-рым изменения, происходящие в
(Е) могут вызвать изменения в (Р), и наоборот.
В индивидууме есть две основные области — внутреннее ядро (аналогичное ядру атома) и
область, окружающая его. Внутреннее ядро — в свою очередь — делится на ряд собственных областей,
соответствующих различным целям, когнитивным структурам и т. п. Область, окружающая ядро, яв-ся
моторно-перцептивной. Считается, что эта относительно недифференцированная область представляет
собой тракт, по к-рому события из психол. среды (перцептивные) достигают ядра, а моторные события
— среды.
Психол. среда также подразделяется на множество областей, имеющих более или менее
проницаемые границы. Эти области образуют «валентности» (притяжения или отталкивания своих
средовых содержаний, напр., целей или целевых объектов). Специфическая «валентность» каждой зоны
формируется (развивается) во времени по мере того, как взрослеет и изменяется развивающийся чел., и
по мере того, как изменяется среда.
Т. п. дает нам средства для описания, анализа и предсказания поведения, в основном, через
определение компонентов векторного поля в конкретной ситуации и установление направления и
интенсивности ожидаемого движения. Однако она также предсказывает изменения в чел., к-рые могут
произойти вследствие его вовлеченности в определенное поведение, а тж вследствие изменений в
окружающей среде, к-рая может приобрести новую или утратить былую значимость для последующего
поведения.
См. также Гештальтпсихология, Общие системы, Физика и науки о поведении
М. Ройдер
Теория реактивного сопротивления (reactance theory)
Люди часто оказывают сопротивление попыткам ограничить их поведение. Дж. У. Брем
высказал предположение, что такого рода противодействия могут рассматриваться как проявления
единого мотивационного состояния — восстановить свободу, к-рая подверглась угрозе или была
утрачена. Последующие работы в рамках Т. р. с. продемонстрировали значительную эмпирическую
поддержку этой теории и распространили область ее применения на широкий круг психол. проблем.
Общий обзор теории. Психол. реактивное сопротивление это мотивационное состояние,
вызываемое в тех случаях, когда индивидуум сознает, что его свобода в проявлении некоего
специфического поведения находится под угрозой нарушения или оказалась нарушенной. Когда
возникает мотивация реактивного сопротивления, чел. стремится восстановить эту подвергшуюся
угрозе или оказавшуюся нарушенной свободу.
Эта теория утверждает, что каждый чел. обладает конечным числом специфических
поведенческих свобод. Поведение считается свободным, если индивидуум реализует его в текущий
момент времени и/или ожидает, что он сможет реализовать его в будущем. Поведение в его наиболее
широком смысле, наряду с реальными действиями и поступками включает в себя эмоции, аттитюды и
убеждения. Это представление о воспринимаемых, специфических свободах следует отличать от идей,
касающихся свободы как общего состояния. Т. р. с. не предполагает существования к.-л. потребности в
или стремления к свободе per se.
Любое событие, к-рое затрудняет осуществление чел. свободы, представляет собой угрозу в
отношении этой свободы. Иногда, конечно, будут возникать события, к-рые делают вообще
невозможным свободное поведение. В таких случаях чел. лишают свободы. Как правило, угрозы
Hosted by uCoz