Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1423 of 1766 
Next page End  

достижения: а) ребенок имеет безусловные рефлексы и не способен думать, ставить перед собой цель и
отличать себя от окружающей обстановки; б) рефлексы превращаются в повторяющиеся действия; в)
появляется способность воспроизводить случайные, приятные и вызывающие интерес результаты
собственных действий; г) возрастает способность к координации действий, направленных на продление
вызвавшего интерес впечатления; д) открытие для себя новых способов получения интересных
результатов; е) появление способности представлять себе отсутствующие события в символической
форме. Основные достижения этого периода включают образование скоординированных движений,
соответствующих такой мат. структуре, как группировка, конструирование репрезентаций и
интенциональность. Особо заметным итогом этой стадии яв-ся конструирование постоянного объекта
(понимание независимого от субъекта существования объектов).
Дооперациональная стадия. Характеризуя эту стадию, соответствующую возрасту от 2 до 7
лет, чаще перечисляют то, чего ребенок делать не может. На первой подстадии сформировавшаяся
новая способность к репрезентации ассимилируется сенсомоторными структурами, и они должны
приспособиться к ней. Кроме того, ребенок устанавливает ряд функциональных закономерностей, истин
и ассоц., касающихся окружающей среды; напр., уже упоминавшееся выше понимание
тождественности и некоторых зависимостей и корреляций. Отличительной особенностью детей этого
возраста является вызывающая удивление ограниченность их мышления. Складывается такое
впечатление, что их мысль сосредоточена исключительно на одном аспекте ситуации, часто — на их
собственной т. зр. (эгоцентризм), а все остальные точки зрения или измерения в расчет не принимаются.
Дооперациональная мысль, кроме того, что она сосредоточена на единственном, самом заметном
аспекте события, судя по всему, не следует законам логики или физ. причинности, а ограничивается
скорее ассоциациями по смежности. Так, аргументация детьми их поступков нередко представляет
собой абсурдные выдумки или яв-ся результатом их желания оправдаться любой ценой.
Стадия конкретных операций. На этой стадии исправляются ошибки, к-рые ребенок допускает
на дооперациональной стадии, однако они исправляются по-разному и не все сразу. Смысл определения
«конкретная» операция, входящего в название этой стадии, заключается в том, что операциональное
решение проблем (т. е. решение, основанное на обратимых умственных действиях), принимается
отдельно для каждой проблемы и зависит от ее содержания. Напр., физ. понятия усваиваются ребенком
в такой последовательности: количество, длина и масса, площадь, вес, время и объем.
Стадия формальных операций. Система обратимых операций, становясь более
координированной, вступает в следующую стадию развития, формальных операций, к-рая начинается в
возрасте 11—12 лет. Развившееся ранее умение классифицировать объекты перерастает в способность к
комбинаторному мышлению: анализируя физ. событие, ребенок способен учесть все возможные
аспекты и изменять их по одному, как квалифицированный экспериментатор, в поисках логически
обоснованного ответа. Способность варьировать — в умственном плане и гипотетически — аспектами
ситуации в строго установленном порядке означает, что ребенок может придумывать объекты и
ситуации, не существующие в действительности. Так возможность берет верх над действительностью, а
с формой манипулируют и ее рассматривают в отрыве от содержания, т. е. не так, как это делает
ребенок, находящийся на стадии конкретных операций.
Принципиальным вопросом теории Пиаже, убедительный ответ на к-рый так и не был найден,
остается проблема новизны и спонтанности. Как из когнитивной структуры, в к-рой полностью
отсутствует какое бы то ни было новое знание, возникает именно оно — новое знание? Более того,
каким образом приходит понимание того, что возникшее новое знание непременно связано с др.
знанием?
См. также Когнитивные стили учения, Теории научения, Усвоение понятий и развитие,
Эпистемология
Ф. Б. Мюррей
Теория поля (field theory)
Т. п. была создана Куртом Левином, считавшим, что для понимания поведения необходимо
принимать во внимание всю ситуацию целиком, т. е. гештальт-ситуацию. Левин распространил свои
идеи на новые области, взяв за образец мышления мат. построения топологии и физ. Т. п. Система
взглядов Левина нередко называется «неогештальтом».
Эта теория базируется на ряде допущений, к-рые затрудняют восприятие как ее терминологии,
так и ее динамики, и требуют полного проникновения в ее филос. термины и специальные понятия.
Hosted by uCoz