способ всегда полнее отражает действительность и лучше соответствует ей, нежели предыдущий.
Эпистемический субъект
Созданная Пиаже теория интеллектуального развития яв-ся теорией компетентности (competence
theory), а это значит, что ее объект идеальная личность, личность, к-рой, скорее всего, нет в природе,
а если она и существует, то ее логическое мышление неотличимо от логического мышления
ординарного индивидуума. Эта идеальная личность является эпистемическим субъектом, т. е. просто
носителем знаний, не имеющим никаких индивидуальных черт ни личностных качеств, ни пола, ни
мотивов (иных, кроме тех, которые побуждают его к познанию) и не принадлежащим к к.-л.
определенной национальности или культуре, и теория Пиаже посвящена именно ей. Хотя описание
компетентности ребенка в том, что касается логического решения задач, может ничего не сказать нам о
том, что ребенок станет делать, если проблемная ситуация действительно возникнет, оно говорит о том,
что ребенок в состоянии делать, если отсутствуют факторы, способные сделать его действия менее
отчетливыми. В своих поздних работах Пиаже писал о том, как именно ребенок решает реальные
проблемы, и о том, как его подходы, или стратегии, используют его компетентность. Хотя
эпистемический субъект всего лишь понимает и знает события, обычный чел. успешно справляется со
многими задачами, нередко даже не зная, что добился успеха. В действительности, разрыв между
успешным решением задачи и ее пониманием типичное явление.
То, что знает эпистемический субъект, ограничено в конечном итоге теми истинами, которые
непреложны. Пиаже интересовало то, каким образом мы приходим к пониманию многих истин как
непреложных. Например, если А = В, а В = С, то утверждение, что А = С не просто истина, а
непреложная истина, и иначе быть не может. Второй пример: целое обязательно больше любой своей
части, и нам это либо известно, либо мы приходим к такому выводу, зная, что именно яв-ся целым, а
что частью, а не на основании их измерения или эмпирического сравнения тем или иным способом.
По своей сути Т. П.
это теория, объясняющая, каким образом мы конструируем истины, к-рые мы
считаем непреложными, т. е. истины, которые должны быть именно такими, какие они есть, и
предположительно не могут быть другими.
Клинический метод
Фактически во всех исслед. Пиаже ребенок изучается индивидуально, он манипулирует с
какими-нибудь предметами или устройствами, а его расспрашивают в свободной клинической манере о
том, что он делал, причем вопросы формулируются в доступной для него форме. То, что ребенок
говорит, или то, что по его мнению, было сделано, важно, но большое значение придается и
реальным действиям ребенка, тому, как он подходит к задаче, какие допускает ошибки и т. д. В
типичных случаях ребенка просят поразмышлять об обычном детстве с новой т. зр., или подумать о
новом подходе к выполнению такого обычного детского задания, как расположить палочки в порядке
возрастания их длины, и т. д.
Задачи или проблемы, к-рые предлагается решить ребенку, обычно подобраны таким образом,
чтобы стало понятно его логическое мышление, касающееся некоторых существенных с
эпистемологической т. зр. вопросов природы причинности, (логической) необходимости,
импликации, времени или пространства и т. д.
Стадии интеллектуального развития
То, что создал Пиаже, представляет собой некий принципиальный остов, или каркас теории,
пробелы в к-рой предстояло заполнить другим. Даже в том, что касается общего количества стадий
интеллектуального развития, он не был до конца последовательным, и время от времени в его работах
появлялись разные ответы на этот вопрос, однако чаще всего он упоминал четыре основные стадии:
сенсомоторную (от рождения до 2 лет), к-рая в свою очередь делится на 6 подстадий;
дооперациональную (от 2 до 7 лет), с двумя подстадиями; конкретных операций (от 7 до 12 лет), тоже
подразделяющуюся на две подстадии, и формальных операций (от 12 лет и старше). В пределах каждой
стадии и подстадии Пиаже нередко различал три уровня; неудача, частичный успех и успех.
В последних версиях своей Т. П. рассматривал развитие не как прямолинейное движение от
одной стадии к другой, а как движение по спирали, характеризующееся тем, что различные формы и
разное содержание мышления, характерные для предыдущего уровня, подвергаются переосмыслению,
реструктурированию и интегрированию, или объединению, на следующем, более высоком уровне.
Инвариантные количественные аспекты задачи на преобразование глиняного шара познаются раньше
других.
Сенсомоторная стадия. Шесть подстадий этой стадии, продолжающейся первые 2 года жизни
ребенка, свидетельствуют о том, что он последовательно демонстрирует следующие особенности и
|