В области организационной психологии Т. о. породила большое количество исслед., но их
результаты оказались только умеренно поддерживающими данную теорию. Кроме того, менеджеры
вообще не приняли Т. о., потому что им приходится принимать такие меры, к-рые воздействовали бы
сразу на многих работников, а не поочередно на каждого. Теория постановки цели (goal-setting theory),
пренебрегающая индивидуальными различиями в мотивах, в основном, заменила исследователям
трудовой мотивации Т. о.
См. также Виды подкрепления, Генетика поведения, Интеллект животных, Намеренное
поведение, Поисковое поведение, Экологическая валидность, Этология, Эффект Креспи
М. Р. Денни
Теория Пиаже (Piaget's theory)
Начиная примерно с 1960 года теория развития интеллектуальной компетентности, выдвинутая
швейцарским биологом и философом Жаном Пиаже, доминирует среди концепций развития интеллекта
чел., охватывающих период с младенческого возраста до достижения взрослости. Основное внимание
Пиаже уделяет развитию мышления ребенка, и прежде всего развитию логического мышления. Он
исходит из того, что, развиваясь, мышление ребенка претерпевает ряд таких принципиальных
изменений, от к-рых зависит то, как именно он будет мыслить, став взрослым (хотя мышление
взрослого качественно отличается от мышления ребенка), и всегда движется в сторону большей
логичности. Др. теории Пиаже, дополняющие его осн. теорию, посвящены развитию моральных
суждений, перцептивному развитию, развитию представлений и памяти, причем все эти линии развития
рассматриваются с т. зр. ограничений, накладываемых различными уровнями и последствиями нашей
интеллектуальной деятельности.
Генетическая эпистемология
Теория интеллектуального развития Пиаже претендует также на то, чтобы считаться вкладом в
др. дисциплину, генетическую эпистемологию. Эту дисциплину, впервые названную так американским
психологом Джеймсом Марком Болдуином, правильнее было бы рассматривать как
междисциплинарную область, опирающуюся на достижения философии, психологии, логики, биологии,
кибернетики и структурализма. Она рассматривает все проблемы, имеющие отношение к следующим
вопросам: что такое знание? Откуда оно берется? При каких условиях оно возможно? В центре
внимания генетической эпистемологии, как развитие знания каждого индивидуума от рождения до
смерти, так и историческое развитие знания в рамках определенной культуры, прежде всего в рамках
научной традиции Запада на протяжении времени существования определенной расы. Задача
генетической эпистемологии в понимании Пиаже объяснение развития знания и интеллекта в
пределах индивидуума и в рамках культуры одними и теми же, преимущественно биолог., связанными с
возрастным развитием, механизмами и принципами. Вклад Пиаже в развитие генетической
эпистемологии преимущественно методологический, ибо он предложил способ решения классических
эпистемологических проблем тщательное и прототипическое по своей природе наблюдение за тем,
как младенцы, дети, подростки и взрослые конструируют знание. Во всех его работах о детском
мышлении угадывается стремление решить эпистемологическую проблему через анализ того, каким
образом мы приходим к тому, чтобы начать думать, и почему в разных случаях наше мышление
организовано по-разному. Напр., Пиаже ответил на классический вопрос эпистемологии: производит ли
шум дерево, падающее в лесу, если рядом нет никого, кто мог бы этот шум услышать? По мнению
Пиаже, чтобы приобрести присущую каждому взрослому чел. убежденность в том, что предметы
существуют и будут существовать независимо от того, воспринимает их кто-нибудь или нет, каждому
из нас достаточно примерно первых 2 лет жизни. Воистину, усвоение идеи постоянства объекта есть
одно из принципиальных достижений младенчества. Не менее сложной эпистемологической проблемой
яв-ся и понимание причинности, поскольку у нас нет надежного способа узнать, какие отношения
между предметами обусловлены определенными причинами, а какие нет. Для прояснения вопроса о
причинности Пиаже предложил прежде всего пространно описывать то, как именно мы конструируем
свое представление о причинности.
Позиция Пиаже
конструктивистская, т. е. он исходит из того, что фундаментальные
категории и структуры нашего сознания не даны нам а priori, а конструируются нами в процессе нашего
развития через эволюцию систем, с помощью к-рых мы воздействуем на среду и наше собственное
сознание и трансформируем их. Последующие уровни, или стадии, это всегда переформулирования
или реконструкции предыдущих способов восприятия мира и подтверждения знания, и последующий
|