Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1431 of 1766 
Next page End  

соответствуют специфические физиолог. изменения. Их оппоненты, «периферисты», отрицая такую
возможность, настаивали на том, что речь может идти только об общем состоянии возбуждения,
модифицированном соц. средовыми факторами. Эксперим. данные не позволяют сделать однозначного
вывода.
Жан Поль Сартр, критически подойдя к теории Джемса—Ланге с позиции феноменологии,
отверг ее по следующим причинам. Во-первых, поведение, физиолог. или экспрессивное, не яв-ся
эмоцией, как не яв-ся эмоцией и осознание такого поведения. Во-вторых, тело не «разглашает» свои
собственные интерпретации, последние даны в сознании индивидуума. В-третьих, физ. проявления
эмоций представляют собой самые ординарные нарушения нормального функционирования организма
и не могут быть причинами эмоций. Через них индивидуум получает подтверждение факта
существования эмоции, они придают эмоциям достоверность, но не яв-ся их причинами. В-четвертых,
принимать во внимание только биолог. тело — в отрыве от прожитой им жизни (lived body)
— и
сознавание индивидуумом тела как источника эмоций значит рассматривать тело как вещь
(thing)
и
локализовать эмоции в расстройствах тела.
Т. э. Дж.-Л. не утратила своего значения и в наши дни. Фазы эмоционального переживания,
обозначенные ее создателями, не подвергаются сомнению. Однако продолжаются дискуссии
относительно их последовательности и по поводу того большого значения, к-рое эта теория придает
физиологии в ущерб соц. и психол. факторам и процессам.
См. также Когнитивные теории эмоций, Эмоции
Н. К. Дензин
Терапия в малых группах (small group therapies)
В своей работе «Объединение людей: групповая теория и групповые навыки» (Joining together:
Group theory and group skills), Дэвид Джонсон и Фрэнк Джонсон предлагают совокупный набор
критериев, позволяющих дать следующие определения малой группы:
Двое или большее число лиц, взаимодействующих друг с другом; социальная единица, к-рая
считает себя принадлежащей к группе; совокупность лиц, зависящих друг от друга; совокупность лиц,
к-рые объединяются для достижения общей цели или решения общей задачи; совокупность
индивидуумов, каждый из к-рых пытается удовлетворить свои личные нужды посредством объединения
с другими; несколько лиц, которые руководствуются общими нормами в вопросах, представляющих
общий интерес, и участвуют в системе взаимосвязанных ролей; несколько лиц, к-рые оказывают
влияние друг на друга; совокупность индивидуумов, считающих, что группа для них полезна.
Джонсон и Джонсон (1982) определяют группу как двух или более непосредственно
взаимодействующих индивидуумов, каждый из к-рых сознает а) свое членство в группе, б)
принадлежность других членов к группе и в) свою положительную взаимозависимость в том, что
касается стремления к достижению общих целей.
В работе «Группы: процесс и практика» (Groups: Process and practice)
Джеральд Кори и
Марианна Шнейдер Кори приводят обзор нескольких типов терапевтических групп. Они полагают, что
терапевтические группы имеют более широкую цель, чем ограничение себя лечением эмоциональных и
поведенческих расстройств. Такой целью яв-ся повышение знаний людей о себе и других, помощь
людям в уточнении того, как они хотели бы лучше всего изменить свою повседневную жизнь, и
предоставление людям некоторых из основных средств, с помощью к-рых возможно добиться этих
желаемых изменений. Взаимодействие с др. людьми в терапевтической группе в атмосфере доверия
предоставляет участникам возможность экспериментировать с новыми вариантами поведения и
получать искреннюю обратную связь от окружающих в группе, озабоченной эффектом поведения своих
членов. Существует много типов специфически терапевтических групп, многие из к-рых яв-ся Т-
группами (или группами лабораторного тренинга), группами встреч, группами личностного роста,
группами самопомощи и разнообразными специфически сфокусированными группами. Есть также
группы, составленные из детей, подростков, лиц, находящихся на разных этапах взрослого развития, и
группы для решения проблем лиц пожилого возраста. Кьелл Эрик Рудестам описывает множество
групп, обеспечивающих необходимый для личностного роста опыт, включ. Т-группы, группы встреч,
гештальт-группы, группы психодрамы, телесной терапии, танц- и арт-терапии, тематически
центрированные группы, группы транзактного анализа и группы тренинга умений.
См. также Групповая психотерапия, Т-группы
Дж. Кори
Hosted by uCoz