рому следует относить Т. з. п., клиницисты, в целом, согласны с тем, что большая часть получаемого
материала находится под более сильным контролем сознания, чем при использовании таких
проективных методик, как ТАТ или тест Роршаха.
См. также Клиническая оценка, Проективные методики
Э. М. Сиипола
Тесты разыгрывания ролей (role-play tests)
Одна из осн. предпосылок поведенческой терапии состоит в том, что наиболее валидным
способом оценки поведения является его прямое наблюдение в условиях естественного окружения. К
сожалению, зачастую оказывается невозможным осуществлять такую форму оценки по экономическим
или практ. соображениям. В наибольшей степени это касается межличностного поведения. Многие из
наиболее клинически важных соц. взаимодействий, такие как ситуации самоутверждения или
конфликты, возникают нечасто и непредсказуемо. Мн. др., напр., сексуальные, яв-ся областью
интимных отношений и недоступны наблюдению. Следовательно, поведенческие терапевты обратились
к аналоговым стратегиям как самой близкой прямому наблюдению альтернативе.
Т. р. р. относятся к наиболее широко используемым аналоговым процедурам.
Испытуемый/пациент садится рядом с помощником экспериментатора/терапевта.
Экспериментатор/терапевт излагает сценарий межличностного взаимодействия. Помощник, изображая
протагониста, обозначает линию поведения. В ответ испытуемый/пациент реагирует так, как если бы
действительно столкнулся с этим помощником в описанной ситуации.
Типичный тест разыгрывания ролей состоит из 612 ситуаций межличностных взаимодействий,
представляющих рассматриваемую проблемную область (напр., самоутверждение, назначение
свиданий). Интеракции записываются на видео для последующей оценки поведения. Прошедшие
тщательную предварительную подготовку оценщики фиксируют возникающие в ходе исполнения ролей
реакции и оценивают их на основе ряда измерений, являющихся значимыми для исследуемого умения.
См. также Психодрама
А. С. Беллак
Тесты учебных достижений (academic achievement tests)
Т. у. д. предназначены для измерения специфических эффектов программы обучения. В целом,
они представляют собой итоговую оценку того, что было выучено или приобретено уч-ся. Напр.,
заключительный экзамен, сдаваемый уч-ся после прохождения курса алгебры, вполне можно было бы
отнести к тестам достижений. Иногда ошибочно смешивают Т. у. д. с тестами способности к обучению.
Последние определяются как тесты, измеряющие уровень овладения учащимися совокупностью знаний,
умений и навыков к настоящему моменту, с тем чтобы можно было спрогнозировать успешность их
последующего обучения.
Есть два основных типа Т. у. д.: стандартизованные Т. у. д. и Т. у. д., создаваемые учителем для
проведения в своем классе. Определение «стандартизованный» предполагает, что тест проводится при
одинаковых условиях, напр., при одинаковом для всех времени на его выполнение, и потому
результаты проведения таких тестов в разных группах можно сравнивать. Разработка
стандартизованных тестов требует значительного времени и усилий специалистов, однако при этом
рядовые пользователи обеспечиваются разнообразной информ. и данными для сравнения. В отличие от
стандартизованных, учительские тесты измеряют достижение тех учебных целей, к-рые должны быть
реализованы благодаря определенной порции обучения. Вопросы таких тестов основаны на излагаемом
учителем материале и нацелены на определение того, насколько хорошо он усвоен каждым учеником в
классе. В то время как учительские тесты широко используются в обучении и выполняют в нем
незаменимую функцию, стандартизованное тестирование позволяет время от времени проводить
точные и осмысленные сравнения разных уч-ся и получаемого ими обучения.
Большая часть школ пользуется одной из форм общей батареи Т. у. д., применяемой на
протяжении всех лет начального и среднего обучения. Наиболее широко используются тестовые
батареи, измеряющие учебные навыки и знание содержания таких предметов, как чтение, арифметика,
родной язык и трудовое обучение. В настоящее время существует множество тестов для измерения как
общего образовательного уровня, так и достижений в конкретных учебных предметах. С
квалифицированными обзорами и оценками большинства издаваемых Т. у. д. можно познакомиться в
|