сочетания должно было ослабляться. Вторым являлся тест задержки научения (retardation of acquisition
test), в
к-ром УРЗ
сочетался непосредственно с БРЗ для преобразования его в УРЗ
+
; искомым
результатом являлось то, что это преобразование УРЗ
в УРЗ
+
должно было происходить медленнее в
сравнении с преобразованием индифферентного раздражителя в УРЗ
+
. И действительно, оказывается,
что если использовать павловскую методику подкрепления УРЗ
+
, когда он предъявляется один, а не в
сочетании с предполагаемым тормозом (УРЗ
), УРЗ
будет подавлять реакцию вызывания действий др.
возбуждающим УРЗ
+
, и УРЗ
будет медленнее преобразовываться в УРЗ
+
.
Тем не менее, остается несогласие ряда ученых с выводом о том, что редукция поведения, к-рая
сопровождает предъявления предполагаемого условного тормоза, действительно может быть приписана
действию тормозных механизмов. Совр. иллюстрацией теории Гоббса может служить предположение о
том, что когда УРЗ, обладающий высокой возбуждающей силой, приобретенной в ходе его
предварительного сочетания с БРЗ, смешивается с обладающим меньшей возбуждающей силой УРЗ,
ранее не сочетавшимся с БРЗ, результатом будет некоторый промежуточный уровень возбуждения
вследствие усреднения мощности этих двух УРЗ. Такой усредненный уровень должен в итоге
приводить к меньшему реагированию в сравнении с вызываемым только одним возбуждающим УРЗ (т.
е., это прогнозирует снижение реагирования без необходимости обращения к понятию торможения).
Привлекательность такого предположения заключается в том, что оно позволяет объяснять поведение
без привлечения дополнительного понятия торможения. Однако очевидно, что эта модель «усреднения»
сама опирается на определенного рода «вычисляемое» торможение (в противном случае мы должны
были бы принять предположение об аддитивности реакций на данные стимулы).
И все же, хотя определение Ресколы предоставляет набор операций для выработки условного
тормоза и проверки его статуса, психол. основа такого научения остается неясной. Исходя из
павловских методик можно было бы предположить, что условное торможение основано на
сигнализации УРЗ
о периоде, в течение к-рого не будет появляться БРЗ. Можно показать, что такое
утверждение яв-ся ошибочным: если некий УРЗ прочно связать с определенным БРЗ, затем второй УРЗ
столь же надежно связать с тем же самым БРЗ и, позднее, оба УРЗ вместе сочетать с третьим УРЗ и уже
эту тройку УРЗ связать с тем же самым БРЗ, оказывается, что этот третий УРЗ приобретает свойства
условного тормоза, даже несмотря на то, что он не сигнализирует о периоде, в течение к-рого не будет
появляться БРЗ. Однако, эта процедура также подсказывает и ответ. Когда смешиваются два
независимо упроченных УРЗ
+
, это вызывает необычно высокие уровни возбуждения выше, чем
могут быть вызваны действием одного БРЗ; т. о., в случае триплета, третий раздражитель появляется в
контексте большего возбуждения, чем то, к-рое могло бы обеспечиваться БРЗ. Отсюда, хотя этот третий
раздражитель не предсказывает отсутствия БРЗ, он предсказывает БРЗ, который слабее того, что
предсказывается сочетанием двух УРЗ
+
. Следовательно, условный тормоз по-видимому образуется в тех
случаях, когда УРЗ не подкрепляется или недостаточно подкрепляется в присутствии др.
возбуждающих стимулов или контекстов. На сегодняшний день это яв-ся наиболее приемлемым
психол. объяснением. Принципы этого объяснения воплощены в хорошо обоснованной совр. мат.
модели обусловливания, предложенной Вагнером и Ресколой.
Условное торможение продолжает оставаться одним из центральных понятий в объяснении
механизмов приобретения и действия навыков в разнообразных условиях.
См. также Приобретенные побуждения, Обратное обусловливание, Блокировка, Головной мозг,
Коннекционизм, Скрытое обусловливание, Гомеостаз, Имплицитное научение и память, Теории
научения, Стимул (раздражитель)
Б. Овермайер, Д. Уильямс
Травма рождения (birth trauma)
Т. р. представление о том, что роды представляют собой физически трудный и
психологически устрашающий опыт для новорожденного, память о к-ром сохраняется в
бессознательном. Эта идея по меньшей мере столь же стара, как Будда, к-рый считал роды одним из
пяти неизбежных страданий в челов. жизни. Психоаналитик О. Ранк, один из учеников Фрейда, развил
эту исходную идею в своей книге «Травма рождения» (Тhe trauma of birth). Он пояснял, что опыт
оставления материнской утробы с изобилием пищи, тепла, покоя и кислорода ради выхода в грубый
мир голода, холода, шума и затруднений дыхания непременно будет травмирующим. Согласно
психоаналитической теории, любой травмирующий опыт оставляет шрам в душе чел., мешающий
нормальному, рациональному мышлению. Ранк высказал предположение, что роды относятся к таким
|