Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1457 of 1766 
Next page End  

травмирующим событиям.
Нек-рые психологи и психиатры, среди них Р. Д. Лэйнг, соглашаются с формулировкой Ранка. В
рез-те этого они побуждают взрослых пациентов попытаться заново пережить опыт своего рождения,
чтобы вернуть в сознание погребенные воспоминания, к-рые, возможно, деформируют дальнейшее
развитие.
Нек-рые врачи пытались ослабить страдания новорожденного при внезапном переходе из матки
во внешнюю среду. Наиболее видным из них яв-ся Ф. Лебуйер, к-рый в книге «Рождение без насилия»
(Birth without violence)
описывает «пытку невинного», какой яв-ся роды в совр. больницах, восклицая:
«Как напрасно думать, что такой громадный катаклизм не оставит своих следов!». Лебуйер предложил
ряд мер для обеспечения «мягких родов», среди к-рых — отсрочивание перерезания пуповины,
приглушение света и шума в родильном отделении, купание новорожденного в теплой воде, — все для
того, чтобы замедлить быстрый переход из одного мира в др.
Др. психологи и врачи считают Т. р. скорее фантазией, чем фактом. Они обращают внимание на
то, что такие процедуры, как обрезание или вправление сломанной кости (весьма болезненные для
детей более старшего возраста), сопровождаются гораздо меньшим криком у новорожденных. Кроме
того, если новорожденных помещают рядом с матерью (обеспечивая безопасный телесный контакт) или
уютно заворачивают в мягкую пеленку сразу после родов, они быстро успокаиваются и проявляют
любопытство — поведение, не наблюдаемое обычно после травмирующего опыта.
Тем не менее, хотя Т. р. остается недоказанным предположением, мн. родители и мед. персонал
пытаются сделать первые моменты после родов более приятными для новорожденного. В последнее
время уже не так часто можно увидеть, как новорожденного держат вниз головой и шлепают или сразу
уносят, не дав матери подержать его.
См. также Психоанализ, Ранкианская психология
К. С. Бергер
Транзактный анализ (transactional analysis)
Т. а. — это интеракционная психотер., построенная на предположении о том, что люди
принимают текущие решения, основываясь на прошлых предпосылках, к-рые в свое время могли
способствовать выживанию, но на данный момент часто не имеют силы. Хотя Т. а. может быть
использован в индивидуальной терапии, он особенно пригоден для групп. Этот подход ориентирован на
когнитивный, рациональный и поведенческий аспекты личности. Главной целью терапевтического
процесса яв-ся помощь индивидууму в принятии новых решений относительно текущего поведения и
направления жизни.
Автор Т. а., Э. Берн, строит свою теорию личности на «каркасе» из трех отдельных эго-
состояний: Родитель, Взрослый и Ребенок. Клиенты должны научиться идентифицировать
функционирование этих компонентов, чтобы сознательно выбирать, как им действовать в данной
ситуации. Р. Голдинг и Мери Мак-Клюр Голдинг разраб. модифицированную версию Т. а.,
объединяющую его принципы и технические приемы с принципами и приемами гештальт-терапии,
семейной терапии, психодрамы и модификации поведения.
Внимание транзактного аналитика сосредоточено на предписаниях, прежних решениях,
поглаживаниях, играх, расплатах, сценарии жизни и новых решениях. Дети растут, получая при этом
вербальные и невербальные послания родителей (или предписания).
Прежние решения имеют целью получение родительских «поглаживаний» (strokes) (внимания со
стороны родителей). Т. а. обращает внимание на то, как люди ищут признания и какого рода
поглаживания они ищут и получают в своей жизни. Игры, представляющие собой серии скрытых
транзакций с предсказуемым рез-том и неким выигрышем, формируются как средство поддержания
прежних решений. Обучаясь тому, чтобы обнаруживать игры, в к-рые они играют, члены группы
узнают о своих расплатах (rackets) хронических дурных чувствах, являющихся следствиями прежних
решений и накапливающихся у людей, играющих в игры, — оправдывая прежние важные решения.
Все эти элементы составляют содержание сценария жизни (life script), к-рый включает ожидания
того, как будет разыграна драма нашей жизни. Члены группы Т. а. узнают, как их жизненные сценарии
влияют на их чувства, аттитюды и актуальное поведение. Подход Голдингов к Т. а. отвергает
представление о том, что мы пассивно «вписаны в сценарий» и являемся жертвами выработки условно-
рефлекторного поведения в раннем детстве. Они утверждают, что мы принимаем решения, реагируя на
реальные и воображаемые послания родителей, становясь, т. о., сценаристами собственной жизни.
Hosted by uCoz