понятий. Ученики, достигшие зрелого классификационного
уровня, легко понимают принципы и
таксономические отношения, а тж оказываются в состоянии решать простые задачи. Зрелое
функционирование на формальном уровне, в сравнении с классификационным, сопровождается гораздо
большим пониманием принципов и таксономических отношений и более совершенными навыками
решения задач.
4. Лица одного возраста различаются по достигнутым ими уровням понятий. Существуют
сильные различия между лицами одного возраста в степени овладения понятиями.
5. Интраиндивидная вариабельность в овладении понятиями все более и более
дифференцируется по содержательным областям во время обучения в начальной школе.
В возрасте от 6 до 9 лет понятия усваиваются более быстрыми темпами, чем в последующие
годы, однако в возрасте от 6 до 9 лет разные понятия усваиваются с разной скоростью и
неравномерными приростами от одного года к следующему. В возрасте от 10 до 12 наблюдаются более
равномерные приросты от года к году, но скорость У. п. на последовательно более высоких уровнях
замедляется. На протяжении возрастного периода от 13 до 18 лет скорость усвоения продолжает
снижаться и нек-рые индивидуумы достигают формального уровня в отношении мн. понятий, особенно
касающихся тех предметных областей, в к-рых они получают формальное образование в школе.
Почти полная интеграция по учеб. предметным областям, преподаваемым в средних классах,
происходит в возрасте от 10 до 12 лет.
Следует сознавать, что различия между людьми в скорости формирования понятий и
интраиндивидная вариабельность в овладении понятиями оказываются столь значительными, что это не
позволяет делать точные прогнозы на основе хронологического возраста развивающегося индивидуума
в отношении его уровня У. п.
См. также Абстрактный интеллект, Формирование понятий, Обучение методом (управляемых)
открытий, Школьное обучение, Генерализация раздражителя
Г. Клаусмейер
Условно-рефлекторная терапия (conditioned reflex therapy)
У.-р. т. основана на работах И. П. Павлова, В. М. Бехтерева, Джона Б. Уотсона и их
последователей. Невротические симптомы рассматриваются как выученное поведение. Инсайт,
интерпретация снов, симптомов и поведения считаются не имеющими терапевтической ценности.
Лечение методом У.-р. т. сосредоточивается исключительно на актуальном поведении больного:
исправить что-то сейчас, означает изменить влияние прошлого.
Основой невротического поведения считается чрезмерное торможение. Хотя определенный
уровень торможения необходим для соц. приспособления, совр. воспитание детей значительно
превышает оптимальный уровень торможения. Невротическим формам поведения ребенок научается
под действием угрозы наказания, лишения родительской любви или социального принятия все эти
стимулы вызывают страх. Результатом яв-ся формирование тормозимых (inhibitory) и, следовательно,
эмоционально нездоровых личностей. Проблема восстановления эмоционального здоровья это
проблема переучивания или, говоря иначе, переобусловливания ошибочных эмоциональных отношений
(emotional attitudes). Целью лечения яв-ся растормаживание (disinhibition) пациента.
В тренинге ассертивности существенную помощь оказывают следующие шесть методик:
1. Диалог чувств свободное выражение в словах спонтанно возникающих эмоций. Сюда же
относится эмпатическое выражение дружеских чувств.
2. Мимический диалог выражение и демонстрация эмоций.
3. Намеренные возражения и нападки, когда один не согласен с другими.
4. Намеренное и частое употребление слова «я».
5. Выражение согласия с похвалой в свой адрес.
6. Больше импровизации, меньше планирования.
У.-р. т. продемонстрировала отличные результаты в работе с широким спектром невротических
расстройств: тревожно-фобическими синдромами, застенчивостью, мигренями, психосоматическими
расстройствами, трудностями самоутверждения, различными сексуальными дисфункциями и блоками
креативности.
См. также Когнитивно-поведенческая терапия, Психотерапия
Э. Солтер
|