Индивидуумы демонстрируют, что они усвоили понятие на формальном уровне, когда они могут
правильно идентифицировать примеры и не-примеры понятия, назв. эти примеры, выделить и назв.
определяющие признаки данного понятия, дать социально принятое определение слова, к-рое
репрезентирует данное понятие, и охарактеризовать отличия примеров данного понятия от примеров
др. понятий.
Когда само понятие и его определяющие признаки имеют назв., это способствует усвоению
данного понятия. Облегчающие эффекты присвоения назв. понятиям и признакам интерпретировались
как следствие создания связующего звена между внешним входным сигналом и реагированием
индивидуума, усиления отчетливости примеров понятий и повышения чувствительности индивидуума к
определяющим признакам данного понятия. Несмотря на отсутствие единства в представлениях
теоретиков о внутренних механизмах, очевидно, что наличие назв. понятия и его определяющих
признаков помогает ученику в восприятии внутриклассового сходства и проведении межклассовых
различий.
Снабжение ученика определением понятия, сформулированным на основе его определяющих
признаков, облегчает его последующее усвоение. Если ученику тж приводятся примеры и непримеры
данного понятия, определение оказывается более эффективным, когда оно дается до предъявления этих
примеров и не-примеров. Определение необходимо формулировать в понятных для ученика терминах.
Наличие четко сформулированного определения снижает количество примеров и не-примеров,
необходимых для усвоения понятия.
Опыт знакомства с примерами и не-примерами понятия играет важную роль в овладении
навыками классиф. Примеры и непримеры оказываются наиболее эффективными, когда они
предъявляются уч-ся одновременно, когда эти примеры отличаются друг от друга по своим
несущественным или непостоянным признакам, и когда не-примеры отличаются от примеров
минимальным числом определяющих признаков понятия. Примеры в наибольшей степени облегчают У.
п., когда они постепенно изменяются от легких к трудным и сравниваются с не-примерами, исходя из
обладания одними и теми же несущественными или непостоянными признаками. Количество
сравниваемых наборов примеров и не-примеров, наз. рациональными наборами, необходимое для
правильной классиф., зависит от числа определяющих признаков понятия, степени его абстрактности,
способности ученика и количества др. предъявляемой информ. Вероятностная адаптивная стратегия для
определения количества примеров и не-примеров, необходимого конкретным людям для усвоения
определенных понятий, оказывается менее эффективной, нежели консультирование учеников в
отношении того, чему им нужно научиться, или предоставление им возможности самим контролировать
количество примеров и не-примеров. Опыт знакомства с достаточным количеством рациональных
наборов примеров и не-примеров позволяет ученику избегать ошибок классиф., обусловленных
неадекватным уровнем обобщения и неправильным пониманием.
Предоставление ученику возможности составить себе общее представление об организационной
структуре группы связанных и подлежащих У. п. облегчает последующее усвоение отдельных понятий.
Ученики извлекают пользу из осознания того, что существуют суперординатные (высшего порядка),
субординатные (низшего порядка) и координатные (одного порядка) понятия, когда они осваивают
понятия, являющиеся частями таксономии, таких как классиф. растительного или животного мира. Они
тж извлекают пользу из осознания того, что понятия из др. иерархически организованных групп, таких
как понятия осн. процессов в естественных науках, характеризуются зависимыми и параллельными
отношениями.
Обучение алгоритмической стратегии для классиф. отдельных образцов как примеров или не-
примеров ускоряет овладение понятием. Алгоритмическая стратегия требует от ученика проверки того,
обладает ли данный образец полным набором определяющих признаков изучаемого понятия. Орг-ция
обратной связи для ученика на всем протяжении процесса овладения понятием яв-ся последним из
внешних условий, облегчающих У. п.
2. Достижение четырех последовательных уровней одного и того же понятия занимает годы, а
любые три последовательных уровня развиваются одновременно на протяжении года или более.
3. Достижение последовательно повышающихся уровней понятий сопровождается возросшим
пониманием принципов и таксономических отношений и более развитыми навыками решении задач.
Свидетельством различных уровней У. п. служит тот факт, что даже самый высокий уровень
умений учеников, достигших зрелого функционирования на конкретном и идентификационном
уровнях, тем не менее не позволяет им понять систему принципов и таксономические отношения, в к-
рые включены понятия, или справляться с упражнениями на решение задач, требующих усвоения этих
|