корректировках. Одна из распростр. проблем в области менеджмента состоит в том, что люди нередко
считают, что они переросли свою должность. Иногда установление слишком высоких У. п. может
служить оправданием нежелания проявлять излишнее рвение на своем рабочем месте.
Разные об-ва различаются по тем пределам, к-рые они устанавливают для притязаний. На
протяжении сотен лет рядовым гражданам внушалось, что границы их роста определяются их соц.
положением и классом, законами или установленными правилами, заранее предопределенными и
распределенными возможностями.
Сегодня в большинстве западных демократий растет осознание того, что потенциальные
возможности чел. практически безграничны. Даже IQ не представляет здесь никакого препятствия.
См. также Индивидуализм, Оптимальное функционирование
Э. Дихтер
Усвоение понятий и развитие (conceptual learning and development)
Понятия состоит из организованной информ. субъекта об одном или более предметах
объектах, событиях, идеях, процессах или отношениях, к-рая позволяет ему отличать конкретный
предмет или класс предметов от др. предметов или классов предметов, а тж соотносить его с др.
предметами или классами предметов. Понятия как ментальные конструкты яв-ся важнейшим
компонентом непрерывного изменения и расширения когнитивной структуры развивающегося
индивидуума. По мере овладения понятием на все более высоких уровнях понимания, оно все больше
используется в четырех отношениях: а) для идентификации вновь встречающихся примеров и не-
примеров данного понятия; б) для понимания принципов, на основе к-рых строится данное понятие; в)
для понимания таксономических и др. иерархических отношений, частью к-рых яв-ся данное понятие;
г) для решения проблем, требующих привлечения данного понятия.
Словом «понятие» обозначаются не только ментальные конструкты конкретных людей, но тж
значения слов и др. символов, разделяемых соц. группами, говорящими на одном языке. Дж. Б. Кэрролл
связывает понятия, слова и значения слов следующим образом: слова языка можно представить себе в
виде последовательности единиц устной или письменной речи. Существуют значения слов, к-рые могут
считаться нормой коммуникативного поведения, разделяемой людьми, говорящими на этом языке.
Наконец, существуют понятия т. е. категории опыта, сформированные у конкретных людей либо
независимо от речевых процессов, либо в тесной зависимости от них.
Накопление специальных знаний, касающихся усвоения (или формирования) понятий,
понятийного (концептуального) развития от младенчества до юности и обнаруживаемых в этой сфере
индивидуальных различий, шло сравнительно быстро. Это сделало возможным формулирование единой
системы закономерностей концептуального научения, развития и проявления индивидуальных
различий в этой сфере.
1. Четыре последовательно повышающихся уровня одного и того же понятия достигаются в
неизменном порядке. Существуют четыре уровня приобретения понятия, и научение на каждом из них
требует определенных умственных операций. Такими четырьмя последовательно прогрессирующими
уровнями понимания яв-ся конкретный, идентификационный, классификационный и формальный.
Понятие усваивается на конкретном уровне, когда индивидуум впервые опознает конкретный пример
к.-л. понятия как являющийся тем же самым, что встречался ему раньше. Напр., маленький ребенок
замечает на стене часы, отличает их от др. объектов в данном окружении, внутренне репрезентирует
образ этих часов, сохраняет этот образ и спустя нек-рое время замечает эти часы и опознает их как тот
же самый предмет, к-рый он уже видел раньше. Приобретение понятия на идентификационном уровне
диагностируется на основе опознания индивидуумом объекта как того же самого, что встречался ему
раньше, когда этот объект наблюдается в др. ситуационном контексте или в др. пространственной
перспективе, либо когда он воспринимается в др. сенсорной модальности, напр., в слуховой или
зрительной. Обобщающая идентификация объектов и процессов в различных внешних контекстах яв-ся
той новой мыслительной операцией, возникающей в рез-те научения и созревания, к-рая делает
возможным усвоение понятия на идентификационном уровне.
Приобретение понятия на классификационном уровне происходит в тех случаях, когда
индивидуум признает два различных примера того же самого понятия как эквивалентные.
Обобщающий вывод о том, что по меньшей мере два различных предмета яв-ся эквивалентными, как
раз и служит той новой умственной операцией, к-рая делает возможным достижение
классификационного уровня.
|