по Национальным тестам готовности (Metropolitan tests)
у 1979 детей приготовительных классов, в к-
рые эти дети были приняты на основе своего хронологического возраста, составила 40,21. Средняя
оценка приготовительных классов следующего года, к-рые формировались на основе поведенческого
возраста, составила уже 64,44.
Опыт работы Гезелловского института показывает, что знание о том, насколько каждый ребенок
по своему уровню развития готов к школьному обучению, безусловно может предотвратить
неоправданный риск и избежать неудач.
См. также Учебные потоки (разбиение учеников на группы по академическим способностям),
Низкие учебные достижения
Л. Б. Эймс
Установка (set)
Термин У. используется в разных контекстах и проблемных областях психологии, включ. такие
области, как моторное поведение, восприятие и решение задач. Существует много вариантов и
синонимов этого термина, хотя каждый из них стремится передать определенную теорет. ориентацию
или точно определить специфическую область применения. Среди его типичных вариантов немецкое
слово Einstellung, а тж более общие и описательные термины: готовность, детерминирующая тенденция
и склонность. Иногда встречается более проблемно-ориентированный вариант: функциональная
фиксированность (functional fixity). У. яв-ся временным состоянием, к-рое предрасполагает
индивидуума к определенной реакции или определенному классу реакций. Это состояние может
возникать под воздействием требований задачи, в форме открытых или скрытых инструкций, либо под
влиянием контекста, ожиданий или предшествующего опыта. На более высоких когнитивных уровнях,
У. может изменять
паттерн считываемой информ., сущность воспринимаемого, или вероятность того,
что конкретная задача будет решена.
Один из способов взаимодействия установки с познавательными процессами называется У.
внимания, представляющей собой состояние, благодаря к-рому наблюдатель оказывается
подготовленным к приему информ. определенного типа, или из определенного канала. Такая У. может
иметь положительные или отрицательные последствия. В общем, информ. того типа, на прием к-рой
наблюдатель настроен, обрабатывается более точно и с более коротким временем реакции. Есть
определенные издержки в том, что информ., на восприятие к-рой наблюдатель не настроен, может быть
пропущена либо неверно интерпретирована.
Др. проявление феномена У. встречается в тех случаях, когда субъект воспринимает стимулы в
соответствии с ожиданиями и контекстом, а не на основе чисто физ. воздействия внешней среды. Это
называют У. восприятия (или перцептивной установкой). У. восприятия может также делать некоторые
стимулы функционально невидимыми, если она не направлена на них.
У. может также влиять на поведение при решении задач. В этом случае обычно используется
немецкое слово Einstellung. Чтобы увидеть эту форму У., рассмотрим набор из восьми задач,
представленный в табл. 1. Здесь от испытуемого требуется точно отмерить заданное количество воды,
используя сосуды определенного объема и кран. Напр., чтобы получить 30 литров воды, что требуется в
первой задаче, следует сначала наполнить 39-литровый сосуд, затем отлить из него по 3 литра три раза.
Читателю было бы полезно попытаться самому решить оставшиеся задачи.
Таблица 1. Задачи о сосудах с водой
Задача
Сосуды (объем в литрах)
Требуемый
объем воды
(в литрах)
I
II
III
1
39
3
30
2
21
127
3
100
3
14
163
25
99
4
18
43
10
5
5
9
42
6
21
6
20
59
4
31
7
23
49
3
20
8
14
36
8
6
|