Вы, возможно, обнаружите, что задачу 2 можно решить, если сначала наполнить сосуд II, а затем
отлить из него воду один раз с помощью сосуда I, и дважды с помощью сосуда III. Заметьте, что это же
решение приемлемо для всех оставшихся задач, и вы, возможно, использовали его все время, до задачи
8 включительно. В таком случае, вы на самом деле пропустили более простые решения, доступные для
задач 7 и 8, обе из к-рых требуют лишь того, чтобы вы наполнили сосуд I и один раз отлили из него
воду с помощью сосуда III. Этот пример демонстрирует У. на решение задачи. Обратите внимание, что
для задач с 3 по 6 эта У. действительно ускоряет ваше действие, подводя вас к наилучшему решению, в
то время как в последних двух случаях она задерживает решение, делая вас «слепыми» к более
простому и быстрому решению.
Последний вид У., к-рый мы рассмотрим, вызывается привычными предметами или способами
действия. Она известна как функциональная фиксированность. Этот тип установки часто играет роль
блока для творческого мышления и решения задач. В своей наиболее простой форме, он воплощает тот
факт, что большинство предметов и процессов имеет определенную функцию. То есть, функция
молотка колотить по предметам, ножа резать, а трубы издавать музыкальные звуки, и т. д.
Часто эта функциональная установка блокирует решение задачи, так как индивидуум склонен думать об
этих предметах как об имеющих только отмеченные привычные функции. Поэтому часто нас потрясает
и изумляет, когда мы видим предметы, используемые нетрадиционным путем. Следовательно, хотя
психич. У. может делать решение задач более типовым и менее напряженным, признаком креативности
часто яв-ся способность «ломать установку».
См. также Когнитивная сложность, Контекстуальная ассоциация, Восприятие, Перцептивные
искажения, Избирательное внимание
С. Корен
Устойчивость внимания (attention span)
У. в. это продолжительность времени, в течение к-рого испытуемый способен
концентрироваться на определенном объекте или теме. Иначе говоря, это время, в течение к-рого тема
или объект могут удерживаться «в фокусе» сознания. Новизна или изменения, по-видимому, яв-ся
главным фактором привлечения и удержания внимания, к-рое быстро снижается в стабильной,
неизменной стимульной ситуации, но немедленно пробуждается при появлении изменений или новых
объектов. У. в. указывает на продолжительность времени, в течение к-рого организм способен
отыскивать в ситуации интересующий его материал. У. в. отчасти зависит от объема и силы
отвлекающей стимуляции. Генетические факторы, вероятно, также оказывают значимое влияние, напр.,
«пойнтер» отличается повышенной У. в. в отношении специфических «целевых объектов». Не менее
важны и личностные факторы, в том смысле, что разным людям будут интересовать разные вещи. Чем
больше в стимульной ситуации субъективно интересных элементов, тем больше будет выражена
тенденция к У. в.
Важная проблема в практике обучения представлена различиями между ожиданиями взрослых в
отношении «усидчивости» детей и действительной способностью последних удерживать внимание.
См. также Абстрактный интеллект, Утомление
У. Э. Грегори
Утомление (fatigue)
Важной проблемной областью в понимании чел. яв-ся отношение между требованиями (demand)
и способностью (ability)
им удовлетворять. Внутреннее требование может исходить от какой-то
локальной ткани организма или относиться к чел. в целом. Внешние требования могут быть двух видов
соц. и чисто физ., как в том случае, когда изменение температуры требует включения механизма,
регулирующего температуру тела.
На бытовом уровне У. обычно определяют как неспособность удовлетворять требованиям. Но,
если быть точным, У. следует считать только те случаи, когда организм как целое на уровне субъекта
на неспособен удовлетворять требованиям. Изменения самих тканей, снижающие способность к
функционированию, правильнее называть ухудшением (impairment). Когда это ухудшение приводит к
снижению способности организма функционировать на уровне субъекта деятельности, говорят об У.
Если ухудшение к.-л. ткани оказывается непреходящим, используют термин «повреждение» или
|