нормальной жизни на одно только полное пенсионное пособие. Какой-то незначительный процент
пожилых людей продолжает работать ради собственного удовольствия, хотя большинство тех, кто
может позволить себе уйти на пенсию, именно так и поступают. Относительно малое число рабочих
отправляют на пенсию в установленный срок вследствие принудительного увольнения,
предусмотренного условиями трудового договора. Динамичные экономические факторы, такие как
уровень безработицы и инфляции, влияют (либо положительно, либо отрицательно) на выбор времени и
вариантов ухода на пенсию.
Приспособление к пенсионной жизни. По данным Этчли менее трети пенсионеров испытывает
затруднения в приспособлении к пенсионной жизни: 40% из них сталкиваются с проблемами
вследствие сокращения доходов, 22% вследствие лишения работы и 38% в силу действия
ситуативных факторов, таких как ухудшение здоровья или смерть супруга(и). В своем исслед. пяти
областей удовлетворенности жизнью (жилищные условия, район проживания, здоровье, уровень жизни
и проведение досуга) Партис и Нестл сообщают, что большинство опрошенных пенсионеров ответили,
что они достаточно счастливы в жизни. Др. исследователи также обнаружили удовлетворенность
большинства пенсионеров своей жизнью, хотя те из них, кто был вынужден выйти на пенсию против
желания, часто оказывались менее довольными своей жизнью, чем вышедшие на пенсию по желанию.
В отношении качеств стиля пенсионной жизни, способствующих наиболее успешной адаптации
к новому положению, к числу к-рых относят активность, освобождение (от прежних обязательств,
ролей и т. д.) и преемственность, существуют противоположные мнения. Уолкер с соавторами, однако,
приходят к выводу, что не существует к.-л. то одного стиля жизни на пенсии, к-рый бы приносил
удовлетворение всем; скорее, этот стиль меняется от чел. к чел. Приспособление к жизни на пенсии
происходит наиболее успешно в тех случаях, когда чел. имеет достаточный доход, хорошее здоровье и к
потере работы относится как к приемлемой перемене в своей жизни.
Консультирование и вмешательство. Приспособление к переменам в жизни важная задача
поздней взрослости, а уход на пенсию, разумеется, яв-ся существенной переменой. Предпенсионное
консультирование может помочь людям подготовится к такой перемене в своей жизни. Экономное
ведение хозяйства и расходование финансов после выхода на пенсию, точная оценка достаточности
ресурсов перед выходом на пенсию и получение профилактической и физиотерапевтической мед.
помощи составляют главные направления работы в сфере пенсионного консультирования. В добавление
к помощи пенсионерам приспособиться к новому образу жизни, специалисты по пенсионному
консультированию могут помочь им подобрать занятие для получения дополнительных доходов и
организовать досуг. Многочисленные исслед. показывают, что часть пенсионеров хотела бы работать
неполный рабочий день. Потребность в работе после ухода на пенсию, по всей видимости,
увеличивается вместе с ростом инфляции и безработицы. Заполнение свободного времени также важно
для удовлетворенности пенсионеров жизнью, и потому орг-ция досуга составляет одно из направлений
работы консультантов при подготовке людей к жизни на пенсии.
См. также Изменение поведения в процессе взросления и старения, Геронтология
Г. Мэнистер
Учебные методы (study methods)
На протяжении длительного времени главными методами учения за пределами
классных/аудиторных занятий являлись приготовление уроков, др. заданные и контролируемые
учителем виды учебной работы, и самостоятельная работа по специальным проектам. Обязательная
учебная деятельность, как правило, включает чтение и запоминание прочитанного материала,
выполнение упражнений с целью овладения специфическими навыками, и подготовку и представление
материалов для последующей оценки учителем. В дополнение к учебникам, уч-ся часто используют
библиотечные ресурсы для извлечения информ. специального характера из печатных справочных
материалов или аудиовизуальных источников. Учеба по большей части предполагает работу в
одиночку, однако уч-ся часто объединяются с целью прояснения характера предстоящей работы и
планирования ее выполнения, получения обратной связи или помощи в отношении заданного
материала, проверки выполненных домашних заданий или проверки знаний накануне предстоящего
экзамена. Учеба всегда предполагала широкое разнообразие видов и форм деятельности. Появление
новых образовательных технологий, опирающихся на обучение с использованием телевидения и
компьютеров, вероятно, приведет к изменениям в этих традиционно существующих подходах к учению.
Наблюдатели отмечают значительные вариации в традиционно используемых уч-ся учебных
|