также политикой и исслед. в области образования.
Л. В. Парадайз
Феминистская терапия I (feminist therapy I)
Феминистский подход к психотерапии получил развитие с начала 1970-х гг. Он основан на
представлениях женского движения о развитии и психич. здоровье женщины. Ф. т. эклектична в том,
что касается технических аспектов; используются любые приемы, созвучные феминистскому
пониманию того, как положение женщины в об-ве влияет на ее психол. развитие и в какой мере оно яв-
ся источником дистресса.
Тезис женского движения, что «личное имеет политический аспект», представляет собой
главный принцип Ф. т. Индивидуальные на вид проблемы часто яв-ся рез-том соц. положения женщин
как группы. Это имеет следствия для определения феминистскими терапевтами целей лечения.
Терапевты помогают женщинам идентифицировать как соц., так и личные источники проблем и искать
решения, исключающие приспособление к деспотическим ситуациям.
Второй принцип Ф. т. равенство в отношениях между клиентом и терапевтом. Феминистский
терапевт ставит своей задачей создание равноправных отношений и помогает клиентке исследовать
объективное полноправие отношений в др. сферах жизни.
Феминистские терапевты уделяют особое внимание возможному злоупотреблению силой
квалификации. Они не занимают высшую позицию вследствие привносимой в терапевтические
отношения компетентности и не позволяют клиенткам обращаться с ними как со старшими по
положению. Клиентка яв-ся подлинным экспертом в том, что касается ее самой и ее жизненного опыта.
Терапевт может предложить новые способы оценки и использования этого опыта, но воздерживается от
интерпретации и диагностики. Задача терапевта подтверждение действительности опыта клиентки, а
не его анализ.
В-третьих, терапия рассматривается как ценностно-нагруженная деятельность. Система
ценностей терапевтов оказывает влияние на их работу. Попытка скрыть ее вызывает замешательство у
клиентов и создает предпосылки для возможного манипулирования личными убеждениями и
ценностями, представляемыми в виде фактов. Феминистские терапевты решают эту проблему
следующим образом: они открыто провозглашают собственные ценности и предлагают клиенткам
сделать то же самое. Ценности, к-рые потенциально могут оказать значительное влияние на ход терапии
(напр., связанные с полоролевыми ожиданиями, сексуальной ориентацией и поведением, раздражением
и зависимостью) уточняются с самого начала, а также в процессе всей терапии, для уменьшения
вероятности манипулирования клиенткой.
Предоставляя определять специфическое содержание сеансов психотерапии клиентке,
феминистские терапевты обращают особое внимание на комплекс эмоциональных проблем,
возникающих в связи с соц. положением женщин: осознание раздражения и его прямого выражения,
выученная беспомощность и депрессия, самоподкрепление, зависимость и автономность. Более
конкретные вопросы часто касаются финансовой независимости, сексуальных предпочтений,
альтернатив половым ролям при выстраивании отношений, выборе работы и создании семьи.
Феминистские терапевты поддерживают попытки сделать жизненные выборы, к-рые могут идти вразрез
с ожиданиями соц. окружения (напр., оставаться бездетной, выбрать нетрадиционную работу, создать
нетрадиционную, лесбийскую семью), и подвергают критике представления женщин о том, что они не
имеют альтернативы принятию традиционных половых ролей. Феминистский терапевт положительно
оценивает представление клиентки о своей личностной силе и способности принимать независимые
решения, стимулирует ее к нахождению поддержки со стороны др. женщин в обретении перемен, к-рым
лица ближайшего окружения могут оказывать сопротивление. Роулингс и Картер указывают на то, что
недостаточно просто стимулировать женщин к самостоятельному развитию, им еще нужна и поддержка
в преодолении вполне реальных препятствий к этому развитию.
Феминистские терапевты обычно женщины. Терапевты мужского пола, даже если они
практикуют терапию, свободную от сексизма и соответствующую феминистским принципам,
сталкиваются с двумя препятствиями, мешающими им полноценно функционировать в качестве
феминистских терапевтов. Во-первых, большинство мужчин не в состоянии в такой степени преодолеть
отпечаток, накладываемый процессом социализации, чтобы оказаться способным вступить в подлинно
равноправные отношения с женщиной. Во-вторых, считается, что в сексистском об-ве любые
отношения между мужчиной и женщиной оказываются неравными, вне зависимости от доброй воли
|