участников. С этой т. зр. Ф. т. яв-ся по существу отношением между женщинами.
См. также Тренинг ассертивности, Психотерапия, Самоактуализация
С. М. Перри
Феминистская терапия II (feminist therapy II)
Ф. т. начала развиваться с конца 60-х гг. XX в. Она основана на филос. принципах феминизма,
определяемого в словаре Вебстера как «теория политического, экономического и соц. равенства полов».
Ф. т. не имеет своего основателя, к.-л. специфических технических приемов и единой теорет. основы.
Однако, между феминистскими психотерапевтами имеется достаточное согласие по вопросу филос.
ценностей и феминистских принципов, составляющих базисную систему их убеждений.
Ф. т. вытекает из политической идеи о том, что женщины представляют собой угнетаемую
группу в зап. культуре. Феминистский лозунг «личное имеет политический аспект» представляет собой
существенный элемент Ф. т., подчеркивающий социо-культурную основу развития чувства Я у женщин
и психол. последствия девальвации, бесправия, стереотипизации взглядов и патриархальности. Чтобы
понять это движение, полезно понять систему осн. положений феминизма, включенных в различные
формы психотер.
Система основных положений феминизма. К феминистской философии обычно обращались в
целях критики и пересмотра различных психотерапевтических теорий, приписываемых конкретным
феминистам. Джеггер и Ротенберг выделили три осн. системы феминизма: либеральную,
социалистическую и радикальную. Каждая система взглядов отличается своей концептуализацией
угнетения женщин и методов установления справедливости. Приводимая ниже категоризация
заимствована из работ Джеггер и Ротенберг, хотя имеются и др. схемы категоризации и описания
различных форм феминизма.
Либеральный феминизм часто отождествляется с именем Бетти Фридэн, автора «Женской
мистики» (The feminine mystique), к-рую считают инициатором волны женского движения, набравшего
силу в 60-е гг. XX в. В центре внимания либерального феминизма находится политика юридической и
соц. дискриминации, рез-том к-рой яв-ся неравенство гражданских прав, возможностей получения
образования и трудоустройства. Либеральные феминистки, в большинстве своем члены Национальной
организации женщин (National Organization for Women, NOW), считают необходимым устранение
экономических и юридических препятствий на пути к равноправию женщин. Они считают, что биолог.
различия между полами яв-ся минимальными и что причиной очевидного соц. неравенства яв-ся
сексизм и соц. конструкция гендера.
Социалистический феминизм основан на традициях марксизма и утверждает, что половая и
гендерная системы создают господствующий класс, структурирующий личную, соц. и политическую
реальности. Угнетение женщин рассматривается не только как рез-т классовой эксплуатации или
капитализма. Социал-марксистские феминисты и мед. систему идентифицируют как средство соц.
контроля, поскольку она определяет, что яв-ся здоровьем или патологией и какое лечение яв-ся
правильным. Социал-феминисты привлекают марксистскую теорию для анализа того, как
воспроизводство (а не простое производство) организовано в об-ве. Патриархальность и нуклеарная
семья представляются главными факторами в угнетении женщин. Так, социал-марксистские феминисты
требуют устранения патриархальности и капитализма, в к-рых они видят взаимоподкрепляющие
системы.
В противоположность социал-феминистам, к-рые не считают, что челов. природа яв-ся
биологически детерминированной, радикальные феминисты исходят из того, что между полами
существуют значимые биолог. различия. В рамках этой системы взглядов считается, что женщины
обладают уникальным стилем, надежностью и способностью к сотрудничеству, в то время как
мужчинам свойственна недоверчивость и тенденция к конкурентным отношениям. Сторонники
радикальной системы взглядов подчеркивают важность контролирования рождаемости и защиты от
сексуальных посягательств в уничтожении сексуальной классовой системы. Эти воззрения основаны на
предположении, что эксплуатация женщин яв-ся наиболее фундаментальной формой эксплуатации, к-
рая проявляется в каждом аспекте жизни. Хотя эта т. зр. признает важность экономического равенства
женщин, высказывается мнение о том, что производственная занятость женщин не устранит их
эксплуатацию в семейных отношениях.
Как считает Трэвис, феминистская система взглядов имеет три общих базисных тезиса: а)
женщин угнетают, б) личное имеет политический аспект, в) процесс столь же важен, как и рез-т. Хотя
|