Дж. Л. Андреасси
Феномен «вечеринки с коктейлем» (cocktail party phenomenon)
При нек-рых обстоятельствах мы можем настолько сильно сконцентрироваться на выполнении
задачи, что уже не в состоянии уделять внимание происходящим вокруг событиям. Вместе с тем
бывают случаи, когда одновременно по нескольких каналам поступает интересующая нас информ.,
требующая переключения внимания. Простой пример: шумная, многолюдная вечеринка, на к-рой
одновременно и громко разговаривает множество людей. Чтобы понять, о чем говорит собеседник,
обычно приходится концентрировать внимание на разговоре. Вместе с тем, внезапно услышав
несколько оброненных слов из чужого разговора, мы переключаем внимание на него.
В качестве объяснения Ф. в. к. Трейсман выдвигает следующее предположение: вместо того
чтобы полностью фильтровать др. разговоры или быстро переключать внимание с одного на другой, мы
ослабляем (attenuate)
или переводим их на низкий уровень внимания. В таком случае большая часть
информ. из этих «ослабленных» разговоров (или каналов) не подвергается дальнейшей обработке, часть
ее все же просачивается, особенно имеющая низкий порог различения (напр., наше имя). Т. о., феномен
«вечеринки с коктейлем» демонстрирует один из способов, каким мы справляемся с задачами,
требующими распределенного и избирательного внимания.
См. также Устойчивость внимания, Слуховое восприятие, Основные сведения, Избирательное
внимание
Б. Р. Данн
Феноменологический метод (phenomenological method)
Феноменология рассматривает конкретный опыт и пытается описать его по возможности с
минимальными искажениями или толкованиями.
Феноменология, феноменологическая психология и Ф. м. понятия многозначные. Они берут
свое начало из независимых разраб. в философии (напр., работы Гуссерля), в психотер., в клинических
исслед., в психиатрии и в гуманистической философии. Феноменология эмпирична в той мере, в какой
она изучает явления, к-рые поддаются наблюдению.
Ф. м. исходит из того, что индивидуальный опыт м. б. научно изучен, а потому яв-ся источником
надежной информ. Следовательно, он не противостоит естественнонаучной модели эмпирической
психологии и не подменяет ее. Феноменологическая информ. компенсирует присущие научной
психологии недостаток эмпирического содержания, недооценку субъективных явлений и чрезмерную
зависимость от поведения.
Общие отличительные признаки. Ориентированный на феноменологию психолог доверяет
опыту и готов к его восприятию, особенно когда он приступает к изучению к.-л. феномена.
Специальные знания и эксперим. навыки, полученные в рез-те серьезной подготовки, временно отходят
на задний план; имплицитные предположения формулируются в явной форме и тоже временно
откладываются. Выслушиваются и серьезно воспринимаются рассказы разных людей (пациентов,
студентов, детей и участников лабораторных исслед.) об их собственном опыте.
Феноменологическое замешательство приводит к формулированию хороших вопросов. Вопрос
хорош, потому что, во-первых, он свидетельствует об усвоении того, что уже известно, и, во-вторых, он
чувствителен к пробелам в знаниях.
Хорошие вопросы инициируют исслед. (мы оцениваем феномен); они служат путеводителем (мы
чувствуем, что находимся на правильном или на ложном пути); они играют роль контролера (мы
удивляемся, если отвечаем на вопрос, с к-рого начали свое исслед.). Хорошими м. б. вопросы, имеющие
разные формы: «Почему это так и настолько ли это важно, чтобы докапываться до сути?»
Ф. м. описывает вещи такими, какие они есть, а не такими, какими мы их считаем. Психолог,
ориентированный на феноменологию, прежде чем спросить: «Почему это так?», спрашивает: «Что это
такое?». «Ошибка стимула» минимизируется, поскольку опыт описывается не с т. зр. того, что нам
известно про физиол. условия, в к-рых прошло детство, или внешние детерминанты.
Вклад гештальт-психологии. Гештальт-психологи с самого начала защищали Ф. м., полагаясь
как на свою собственную феноменологию, так и на феноменологию др. наук, и постоянно обращались к
ней. Эта традиция сохранилась и в подходе к перцепции, она тж представлена в соц. психологии и во
взглядах на когницию.
|