Решению проблемы предшествует осознание самого факта ее существования. Затем проблема
должна быть переформулирована т. о., чтобы стали ясны направления и цели поиска. «Правильно
сформулированный вопрос это наполовину готовый ответ».
Феноменологические методы. Феноменологические отчеты субъективны, а потому не
застрахованы от искажений. Однако эмпирический материал, на основе к-рого они сделаны,
заслуживает определенного доверия. Нек-рые эмпирические методы с помощью систематических
операций преобразуют качественный опыт в количественные данные.
Наиболее часто применяемым Ф. м. яв-ся изучение конкретных случаев (case study):
детальное
изучение неск. чел. (или даже одного чел.) как яркий пример к.-л. явления. Типичные процедуры при
этом открытые и неформализованные интервью и интроспективные отчеты испытуемых. Др. методы
используют краткие самоотчеты (протоколы). Так выявляются количественные детали. Проведение
опроса на завершающей стадии работы, будучи еще одним видом феноменологического отчета, дает
исследователю информ. об усилиях, оплошностях и случаях неверной интерпретации, к-рые без этого
он мог бы «проглядеть».
Эти феноменологические отчеты, благодаря своей близости к эмпирическим источникам,
отражают все многообразие и уникальность личности; благодаря им восстанавливаются те
эмпирические качества, к-рые утрачиваются при традиционном накапливании и объединении
статистических данных.
Ф. м. можно поставить в вину то, что он лишь в минимальной степени удовлетворяет таким
требованиям, как однозначные дефиниции, строгий контроль, варьируемые переменные и точные
измерения. Трудно узнать, выразить и понять чувства и мысли чел. Ф. м. нелегко пользоваться самому и
непросто научить этому др.; столь же трудно понять, решили ли вы стоявшую перед вами проблему или
нет. В этом заключается парадокс использования опыта для изучения его самого.
См. также Этология, Идиографический и номотетический подходы в психологии, Иллюзии,
Безобразное мышление: Вюрцбургская школа, Физиогномическая перцепция, Структурализм
М. С. Линдауэр
Фигура и фон (figure / ground)
Отношение фигура/фон представляет собой организационную тенденцию восприятия. Когда две
области имеют общую границу, кажется, будто фигура имеет отчетливую форму. И наоборот, фон
кажется «ненужным», составляющим задний план.
Отношение Ф. и ф. впервые было описано датским гештальт-психологом Эдгаром Рубином.
Неск. факторов отличают фигуру от фона:
1. У фигуры строго очерченная форма, в то время как у фона формы будто бы нет.
2. Кажется, что фон за фигурой сплошной.
3. Кажется, что фигура расположена ближе к зрителю и что ее положение в пространстве четко
определено; фон воспринимается как находящийся за фигурой, не имеющий специфического
местоположения на заднем плане.
4. Фигура оказывает большее впечатление и лучше запоминается, чем фон.
5. Фигура выглядит ярче, нежели фон.
В большинстве случаев повседневного восприятия отношения Ф. и ф. яв-ся однозначными.
Области, к-рые нам знакомы, относительно малы, замкнуты, симметричны и вертикально или
горизонтально ориентированы, воспринимаются нами обычно как фигуры. Однако нек-рые стимулы
обладают неоднозначным отношением фигура/фон. В таких ситуациях одна область сначала
воспринимается как фигура, а др. соответственно как фон, однако они могут периодически меняться
местами.
См. также Гештальт-психология, Восприятие
М. Мэтлин
Фидуциальные границы (fiducial limits)
Ф. г. это границы фидуциального интервала. Термин «фидуциальный интервал» был введен
сэром Р. Фишером, к-рый приводил доводы в защиту понятия фидуциальной вероятности как основы
всех статистических выводов. Прилагательное «фидуциальный» образовано от лат. fiducialis,
означающего «доверие». Метод фидуциальной вероятности строится на предпосылке о ненужности
|