первыми психологами и психотерапевтами. Шаманов нередко путают с др. целителями-практиками,
такими как жрецы, медиумы и знахари, и шаманы действительно часто выполняют эти роли. Однако их
можно выделять и определять как целителей, к-рые в качестве метода получения информ. используют
произвольный вызов измененного состояния сознания, в к-ром либо они сами, либо их «дух(и)»
отправляются путешествовать в др. реальности, где они получают информ. и силу, необходимую для
оказания благотворного целебного воздействия.
Существует большая путаница в отношении психол. статуса шаманов, к-рых принимали за
обманщиков и трюкачей, приписывали им психол. патологии или, наоборот, возносили до ранга святых.
До недавних пор традиционное академическое представление о шаманах и Ш. сводилось к тому, что
они яв-ся продуктами примитивного или патологического мышления, с щедрым использованием при
его характеристике таких диагнозов, как истерия, эпилепсия, психотизм и шизофрения. Однако это не
что иное, как отражение целого ряда прискорбных предубеждений, включая этноцентризм, широко
известную тенденцию ставить диагнозы незнакомым переживаниям, «смешение клиники и культуры»,
патологизирующую тенденцию психоан. и отсутствие личного знакомства исследователей с
шаманскими переживаниями и измененными состояниями сознания. В ряде исслед. шаманы
описываются как исключительно здоровые, эффективные и сильные личности, а многие из их
переживаний и состояний как заботливо культивируемые, ценимые в данной культуре и
феноменологически очевидные.
В последнее время общественному сознанию стало свойственным противоположное мнение,
согласно к-рому шаманы яв-ся по сути святыми, чьи переживания и состояния сознания эквивалентны
переживаниям и состояниям мастеров йоги и медитации. Однако хотя мн. шаманы действительно
переживают такие состояния, тогда как др. оказываются лишь ловкими обманщиками,
феноменологический анализ показывает, что шаманские переживания довольно сильно отличаются от
тех, к-рые характерны для йоги и медитации.
Шаманские методы сочетают как физ., так и психол. подходы. Одной из главных и
отличительных техник яв-ся путешествие шамана (shamanic journey), в ходе к-рого он входит в
измененное состояние сознания, расстается со своим телом и странствует в качестве свободного духа по
Вселенной и получает знание и силу (гл. обр. от др. духов), чтобы принести ее назад своему племени.
Дабы достичь необходимого состояния сознания, шаманы сначала используют подготовительный
ритуал и аскетические практики, а затем прибегают к сочетанию ритуала, ритма (обычно с
применением барабанов, бубнов, пения и танцев) и, иногда, психоделиков. Такие переживания во время
шаманского путешествия обнаруживают определенное сходство с четкими сновидениями и
предсмертными ощущениями.
Шаманы онтологические реалисты в том смысле, что они воспринимают посещаемые ими
сферы и встречаемых там духов как объективные независимые реальности. С позиций совр. психол.
представлений их можно рассматривать как творцов мысленных образов, близких к управляемым
представлениям, управляемым визуализациям или юнговскому активному творческому воображению.
Однако какова бы ни была философская интерпретация, шаманы, по-видимому, оказываются
способными извлекать ценные интуитивные знания из своих переживаний.
Др. методы включают диету, массаж, лечение травами (к-рые в настоящее время изучаются
этноботаниками) и манипуляцию. Психол. диагностические техники включают древний проективный
тест с использованием камня как разновидность проективной техники и оценку мышечного напряжения
в качестве показателя конфликта.
Психотерапевтические подходы сочетают такие специфические техники, как исповедь, катарсис,
музыка, ритуал и наведение транса. Неспецифические подходы включают надежду, концентрацию
внимания и внушение. Весь терапевтический процесс осуществляется в контексте того, что Джером
Франк называет «разделяемым терапевтическим мифом» («shared healing myth»), подразумевая под
этим, что как шаман, так и пациент имеют общие убеждения, касающиеся природы, причины и
адекватности способа лечения заболевания. Конечный рез-т воздействия всех этих факторов, вероятно,
включает в себя сильный эффект плацебо.
С позиции шамана, терапевтические факторы яв-ся духовными или парапсихол. в такой же или
даже в еще большей степени, чем психол. или физ. Исслед. пси-феноменов у шаманов не позволяют
прийти к окончательным выводам в этом отношении, и большинство исследователей подходят к
решению этой проблемы в соответствии со своими личными системами убеждений.
См. также Альтруизм, Культурные различия, Мифы, Психоанализ, Психотерапия
Р. Уолш
|