Шестнадцатифакторный личностный опросник (the sixteen personality factor questionnaire)
Ш. л. о. , называемый тж просто 16PF, яв-ся важнейшим технологическим продуктом исслед.
самооценочных (self-report)
данных, проводившихся под руководством Раймонда Б. Кэттелла на
протяжении свыше 30 лет. Эти исслед., на к-рых основан 16PF, включали: а) определение посредством
факторного анализа независимых измерений личности на массиве данных оценок поведения; б)
формулирование пунктов самооценочного опросника, представляющих эти измерения; в)
факторизацию с целью выявления факторов, объединяющих ответы респондентов на эти пункты.
За прошедшие 30 лет был разработан целый ряд форм 16PF для групп с различной языковой
культурой (немецкой, французской, японской, испанской и др.), для малообразованных групп и т. д.
Пользователям доступно несколько таблиц с различными нормативными данными.
Интерпретация факторов опросника основана на рез-тах эмпирических исслед. и практ.
использования 16РF
в
разнообразных соц., клинических, производственных и образовательных
условиях. В самых кратких обозначениях, 16PF содержит следующие шкалы (факторы):
А: сдержанный - общительный; В: сообразительный - тупой; C: эмоциональный - спокойный; E:
уступчивый напористый; F: серьезный - беспечный; G: неконформный - социализированный; H:
робкий - смелый; I: практичный - сентиментальный; L: доверчивый -подозрительный; M: приземленный
- склонный к фантазиям (причудам); N: прямолинейный - искушенный; O: безмятежный - озабоченный;
Q1: консервативный - экспериментирующий; Q2: конформный - восстающий (оказывающий
сопротивление); Q3: недисциплинированный - обязательный; Q4: невозмутимый - напряженный.
Обычно факторы A,
E,
F,
H
и Q2(-) оказывались основными компонентами фактора второго
порядка, представляющего понятия экстраверсииинтроверсии; факторы С(-), L,
О и Q4 образуют
другой вторичный фактор тревожность (в противоположность контролю эго); G
и Q3 определяют
вторичный фактор «хорошее воспитание» (good upbringing), или развитие супер-эго; I и М указывают на
такое вторичное измерение, как чувствительность (sensitivity)
жесткость (toughness). Рез-ты ряда
исслед. с применением факторного анализа подтверждают эти группировки и интерпретации.
См. также Измерение, Личностные опросники, разработанные на основе фактроного анализа,
Методы многомерного анализа
Дж. Л. Хорн
Шизоидная личность (schizoid personality)
Ш. л. формальная категория психич. расстройств, расположенная на оси 11
классификационной системы, описанной в «Руководстве по диагностике и статистической
классификации психических расстройств» (DSM-III). «Уход в себя» (withdrawn)
термин, наиболее
часто встречающийся в клинических описаниях Ш. л. Отмечается выраженное обеднение соц.
отношений. У этих индивидуумов мало друзей, они предпочитают типы деятельности и хобби, к-рыми
можно заниматься в одиночестве. Предпочтение уединенности формируется вследствие чрезвычайной
чувствительности к предполагаемой оценке себя окружающими. В качестве защиты шизоидный
индивидуум может использовать чрезмерное фантазирование. В то же самое время он относительно
невосприимчив к невербальному языку, используемому др. людьми для сообщения о своих чувствах.
Ш. л. часто явно недостает способности к тому, чтобы остроумно и весело пошутить либо, напротив,
выразить враждебное отношение к кому-либо.
Профессиональная жизнь шизоидных индивидуумов характеризуется узостью интересов,
неясными притязаниями и плохой производственной биографией с частыми сменами места работы. Эти
лица часто опаздывают на работу, склонны к совершению ошибок и не хотят найти для себя какую-то
продуктивную деятельность, когда основная работа недостаточно заполняет их время. Окружающие
говорят, что с ними неприятно вместе работать. Ш. л., по-видимому, достигает наивысшей
продуктивности на должностях, предполагающих минимум соц. взаимодействия.
Шизоидному расстройству личности во взрослом возрасте часто предшествует синдром,
называемый «шизоидное расстройство детского или подросткового возраста». У таких детей мало
близких друзей; если они есть, они тж находятся в соц. изоляции. Несмотря на хороший интеллект,
часто выше среднего уровня, эти лица плохо успевают в школе, в особенности по математике. Они
очень привязаны к телевидению или фильмам, в особенности предпочитая сцены насилия и
фантастические сюжеты.
|