Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1568 of 1766 
Next page End  

М. Блумбаум
Шкала интеллекта Стэнфорд-Бине (Stanford-Binet intelligence scale)
Ш. и. С.-Б. оказала на американское об-во большее влияние, чем к.-л. др. психол. инструмент.
Она прочно вошла в сознание законодателей и деловых людей. Поскольку использование этой шкалы
тесно связано с вопросами образования одаренных и обычных детей и соц. адапт. лиц, относимых к
категории умственно отсталых, на протяжении всей истории ее применения не утихали споры в
отношении ее надежности, относительной роли факторов наследственности и среды, ее соответствия
теорет. положениям дифференциальной психологии и справедливости применения в принятии практ.
решений, влияющих на будущее конкретных людей.
Шкала интеллекта была разраб. французским психологом А. Бине в качестве инструмента
классиф. детей в целях обучения. Он был первым из психологов, применившим психол. тесты к детям.
Бине ввел понятие умственного возраста и распределил свои тесты в соответствии с возрастными
группами.
В 1916 г. появилась новая редакция шкалы Бине, в к-рую вошли мн. тесты из первоначальной
шкалы. Однако она тж включала ряд новых тестов, в основном разраб. Т¸рменом. Эта версия шкалы
подверглась новой тщательной стандартизации с использованием обширных и репрезентативных
выборок детей и взрослых. Наиболее заметным новшеством был отказ от расчета IQ как отношения
умственного возраста к хронологическому с максимальным значением хронологического возраста в
качестве точки, к-рой стремится достичь измеряемая умственная способность.
В 1937 г. Т¸рмен и М. А. Меррилл опубликовали две тщательно уравненные шкалы — Форму L
и Форму М, со 129 тестами в каждой с минимальным перекрытием заданий. Третья редакция теста Ш.
и. С.-Б., изданная Т¸рменом и Меррилл, появилась в 1960 г. Две формы 1937 г. были объединены в
Форму L-М, при этом мн. задания были удалены, а нек-рые подверглись перестановкам. Осн.
изменением стало переопределение IQ как стандартного показателя со средним 100 и стандартным
отклонением 16 баллов. В 1972 г. были опубликованы новые нормы, охватывающие возрастной период
от 2 до 18 лет и учитывающие влияние на рез-ты выполнения теста соц. и культурных изменений,
происшедших за эти годы в жизни американского об-ва.
См. также Меры интеллекта, Векслера тесты интеллекта
Ф. ДюБуа
Шкала наименее предпочтительного сотрудника (least preferred coworker scale)
Ш.
н. п. c. (LPC)
опросник, относящийся к классу стандартизованных самоотчетов и
состоящий из серии шкал семантического дифференциала, таких как «приятный—неприятный»,
«дружелюбный—недружелюбный» и «отвергающий—принимающий». Респондент использует Ш. н. п.
с. для описания сотрудника, с к-рым «может работать наименее успешно».
Лидер с высоким LPC-индексом использует положительные прилагательные для описания
наименее предпочтительного сотрудника, тогда как лидер с низким LPC-индексом использует нижний
конец шкал семантического дифференциала. Лидер с высоким LPC-индексом отделяет личность
работника от выполнения задачи, а лидер с низким LPC-индексом их не разводит.
Фидлер разраб. и использует LPC-индекс для прогнозирования эффективности лидера в
условиях производственного окружения. Фидлер предсказывает, что лидеры с низким LPC-индексом
будут наиболее эффективными в крайне благоприятной и крайне неблагоприятной производственной
обстановке. А чел. с высоким LPC-индексом будет более эффективным лидером в обычных условиях.
Ш. н. п. с. подвергалась критике за ненадежность и ситуационную зависимость. На ответы по
шкале оказывает сильное влияние текущая ситуация лидерства.
См. также Изучение мнений и отношений персонала к условиям труда
Л. Бергер
Шкала Олпорта—Вернона—Линдсея (AllportVernonLindzey scale)
Ш. О.—В.—Л. осн. на классиф. осн. мотивов личности, предложенной Э. Шпрангером в работе
«Типы людей» (Types of men). Существует 6 ценностных ориентации: 1) теорет.: эмпирические,
критические, рациональные интересы к открытию истины; 2) экономическая: заинтересованность в том,
Hosted by uCoz