Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1571 of 1766 
Next page End  

Однако Ш. Т. остается важным промежуточным шагом при разработке поведенчески выверенных
оценочных шкал, оценочных шкал смешанных критериев и взвешенных контрольных списков (weighted
checklists), предназначенных для оценки выполнения трудовой деятельности.
См. также Измерение аттитюдов, Оценочные (рейтинговые) шкалы
У. Сосер-мл.
Шкалирование (scaling)
В течение второй половины XIX в. ряд исследователей изучали связь между интенсивностью
раздражителя и величиной вызываемого им ощущения. Согласно Г. Т. Фехнеру, напр., сила ощущения
пропорциональна логарифму интенсивности раздражителя. Л. Л. Т¸рстоун показал, что один класс
психофизических методов, таких как метод средней ошибки, требует, чтобы экспериментатор имел
возможность производить и контролировать физ. измерение интенсивности стимула, тогда как др. класс
методов, напр. метод парных сравнений, можно беспрепятственно применять там, где в принципе
неосуществимо точное измерение и контролируемое изменение интенсивности раздражителя. Он тж
указал на то, что, разрабатывая и используя методы этого типа, мы со временем получим широкий
набор мощных инструментов для количественного измерения субъективных качеств, к-рые не
поддаются оценке с помощью измерений раздражителей.
Измерение можно определить как присваивание чисел для представления некоторых нечисловых
свойств множества объектов. Четыре основных типа шкал можно классифицировать по двум
основаниям: началу отсчета шкалы (или нулевой точке) и единице измерения.
Нет естественного
начала отсчета
(условный нуль)
Есть естественное
начало отсчета
(абсолютный нуль)
Нет единицы измерения
(порядковая шкала)
I
II
Есть единица измерения
(расстояние между двумя
точками)
III
IV
Иллюстрацией шкал I типа — порядковых, с условным началом отсчета, — может служить
шкала твердости минералов по Моосу. В качестве примера шкал II типа — порядковых, с естественным
началом отсчета, — можно привести шкалу приятности — неприятности (pleasantness unpleasantness
scale). Co шкалами III или IV типа можно встретиться при психол. шкалировании в любой ситуации,
когда в отношении каждого набора из трех стимулов, a, b и с, различающихся между собой, допустимо
спрашивать, яв-ся ли различие между а и b больше или меньше различия между b и с, как при
использовании шкал ценностей или предпочтений.
Парные сравнения и закон сравнительного суждения. Осн. методом экспериментирования в
области психол. Ш. яв-ся метод парных сравнений, используемый тж в психофизике. Для применения
этого метода экспериментатору вовсе не обязательно располагать подходящим средством измерения
интенсивности стимула. Достаточно, чтобы он мог предъявлять те же самые стимулы некоторое
количество раз, как, напр., в ситуации, когда данное произведение иск-ва или формулировка,
обозначающая определенное преступление, многократно предъявляется в комбинации с др. стимулами
того же класса. В свою очередь, чтобы использовать закон сравнительного суждения, испытуемому
должны быть предъявлены все возможные пары множества шкалируемых объектов, и по каждой паре
испытуемый должен вынести суждение относительно свойства, по к-рому проводится Ш.
Непосредственной целью яв-ся получение процента случаев, когда один объект в паре оценивается
испытуемым (или группой испытуемых) выше др. Этот процент используется в качестве оценки
вероятности того, что один объект будет предпочитаться др.
Один недостаток парных сравнений как эксперим. метода состоит в том, что сравнение п
стимулов требует получения (п 1) х (n / 2) суждений. Напр., для 10 стимулов требуется получить 45
суждений, а если бы мы захотели шкалировать набор из 50 стимулов, нам потребовалось бы 1225
суждений. В литературе описаны разнообразные приемы, позволяющие сэкономить время при
проведении парных сравнений. Один из них — метод множественных ранговых порядков (multiple rank
orders method). Ранжирование проводится в подмножествах стимулов, по объему превосходящих пары и
Hosted by uCoz