Palmer Scale), вторая редакция. Оригинальная редакция предназначалась для работы с детьми в возрасте
от 18 месяцев до 6 лет; вторая редакция ограничена возрастным диапазоном от 3 до 5 лет. Обе шкалы
предназначены для получения более широкой оценки способностей дошкольников, чем традиционные
шкалы интеллекта наподобие Стэнфорд-Бине.
Шкала умственных тестов Меррил-Палмер состоит из 93 заданий, распределенных по девяти
возрастным группам, каждая из к-рых охватывает 6-месячный период, начиная с периода от 18 до 23
месяцев. В качестве примеров приводятся 4 широкие группы тестов: язык (Language), «все-или-ничего»
(All-or-None), «доска форм и картинки» (Form Board and Picture), моторная координация (Motor
Coordination). Содержание в большой степени нагружено заданиями на грубую и тонкую моторику и
перцептивно-моторную координацию. Итоговые оценки могут преобразовываться в показатели
умственного возраста и в процентили (внутри соответствующей возрастной группы). Тж возможен
расчет традиционных коэффициентов IQ. Нормы к данной шкале были получены в 1920-х гг.
Расширенная шкала Меррил-Палмер состоит из 16 заданий, по четыре задания на каждое из
четырех измерений: семантическая продукция (Semantic Production), образная продукция (Figural
Production), семантическая оценка (Semantic Evaluation), образная оценка (Figural Evaluation). В
качестве таксономической основы для структурирования содержания шкалы использована модель
структуры интеллекта (SI)
Гилфорда. Первый дескриптор для каждого измерения определяет тип
содержания (семантическое или образное), второй описывает процесс (продуцирование или
оценивание). Авторы яв-ся сторонниками раздельной интерпретации каждого измерения. Нормы
представлены в виде внутригрупповых процентилей.
См. также Меры интеллекта, Модель структуры интеллекта
Г. Робертсон
Шкалы развития младенцев Бейли (Bayley scales of infant development)
Ш. р. м. Б. представляют собой критерии для оценки развития младенцев и детей раннего
возраста в интервале от 1 до 30 месяцев. Содержание теста организовано в виде двух отдельных шкал:
Умственной шкалы (Mental Scale)
и Моторной шкалы (Motor Scale). Умственная шкала оценивает
зачатки когнитивного развития, включ. остроту зрения и слуха, перцептивное различение, приобретение
понимания постоянства объекта, память, элементарное решение задач, раннюю вербальную
коммуникацию, классиф. и обобщение. Моторная шкала оценивает способность управлять своим телом
(body control), крупную мышечную координацию и манипуляторную деятельность рук и пальцев.
Третий компонент Ш. р. м. Б., Протокол поведения ребенка (Infant Behavior Record, IBR), представляет
собой оценочную шкалу, заполняемую после проведения обследования по Умственной и Моторной
шкалам, и дает клиницисту средство оценивания реакций ребенка на окружение (включ.
взаимодействие).
См. также Развитие младенца, Меры интеллекта
Г. Робертсон
Школы без неудачников (schools without failure)
Ш. б. н. это название специфического приложения терапии реальностью к условиям школы.
Глассер обнаружил, что осн. препятствием к успешному обучению яв-ся то, что при столкновении с
неудачами в школе многие уч-ся прекращают дальнейшие попытки учиться. Но поскольку они
пытаются достичь ощущения участия и собственной ценности, к-рое необходимо любому чел., они
прибегают к деструктивным формам поведения. Это зачастую приводит их к совместному объединению
против школы и оказанию сопротивления любым попыткам обучения. Если эту ситуацию не
корректировать посредством снижения и даже полного устранения неудач, то мало что может повлиять
на вовлечение этих уч-ся в процесс обучения.
По мнению Глассера, неудачи можно устранить при помощи школьной программы, осн. на
представлении, что уч-ся необходимо оказывать доверие в том, что они делают, и что учителя должны
обучать их до тех пор, пока они не научатся, даже если для этого может потребоваться более
продолжительный, чем нормативно отведенный, период времени. Помимо этого принципиального
изменения Глассер также предлагает учителям широко использовать на уроках групповые дискуссии,
вовлекающие учеников в работу и стимулирующие их мышление, а тж прилагать усилия к разраб.
учебного материала на любом уровне, релевантном потребностям уч-ся. Если все это делать, то тогда
|