ученики, к-рые усваивают материал, не испытывая при этом недовольства собой и не пытаясь
отказаться от обучения из-за неудачи, будут подчиняться разумным требованиям, что приведет в
конечном счете к снижению дисциплинарных проблем.
См. также Альтернативные педагогические системы
У. Глассер
Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
Большинство психологов обучается на факультетах психологии в ун-тах. Даже те, кто
приступает к профессиональной деятельности в области клинической психологии или психол.
консультирования, обычно после получения высшего образования продолжают свое обучение по
программам факультетов; эти программы соизмеримы по объему и структуре с программами по
эксперим. и соц. психологии и психологии развития. Тем не менее среди тех, кто готовится начать
практ. деятельность, все увеличивается число психологов, получивших образование в школах
профессиональной психологии; они по своей структуре сходны со школами права, медицины,
машиностроения или бизнеса. Первые Ш. п. п. представляли собой независимые учреждения, не
связанные с ун-тами. В настоящее время мн. такие школы расположены в ун-тах, при этом достаточно
велико и количество таких, к-рые продолжают функционировать отдельно.
Ш. п. п. выделяются по неск. признакам. Во-первых, их явной задачей яв-ся подготовка
студентов к практ. деятельности. Во-вторых, их организационная структура соответствует скорее
структуре школы или колледжа, чем факультета ун-та. Эта их особенность имеет ряд последствий.
Использование административных ресурсов и руководство осуществляются относительно
непосредственно, обычно через сотрудников центральной администрации в тех школах, к-рые
функционируют в рамках ун-тов, или через совет директоров в независимых школах. Число уч-ся здесь,
как правило, значительно превышает количество студентов на факультетах ун-тов. Третьей характерной
особенностью профессиональных школ яв-ся то, что их учебный план нацелен специально на
подготовку студентов к профессиональной деятельности. Поэтому при обучении как в аспирантуре, так
и в интернатуре акцент делается на практ. работе под руководством специалистов. Практически во всех
программах профессиональных школ предусмотрена защита диссертации, но ее написание
рассматривается не как самоцель, а как форма практики. В-четвертых, профессорско-преподавательский
состав включает большое количество психологов-практиков, и все сотрудники, как правило, так или
иначе участвуют в профессиональной деятельности. Наконец, по окончании последипломного обучения
здесь обычно присуждается степень доктора психологии, а не степень доктора философии.
Прообразом совр. Ш. п. п. была программа по клинической психологии в Адельфийском ун-те
(Adelphi University). Когда в 1957 г. эта программа была одобрена Комитетом по аккредитованию
Американской психол. ассоц., она стала первой аккредитованной программой, чьей осн. целью была
подготовка не ученых или ученых-практиков, а клиницистов для практ. работы. До тех пор все
программы по клинической психологии и психол. консультированию в США и Канаде создавались по
Боулдерской модели образования, определенной на конференции по вопросам обучения клинических
психологов в Боулдере, штат Колорадо, в 1949 г. На конференции было предложено готовить
клинических психологов на факультетах психологии в ун-тах, где они должны были научиться
проводить исслед. и заниматься практ. деятельностью, а также по окончании аспирантуры
защитить степень доктора философии. В первой программе при Адельфийском ун-те сохранялась
административная структура, характерная для университетских программ, по ее окончании
присуждалась степень доктора философии, но учебный план был изменен гл. обр. за счет введения
дополнительной клинической практики под наблюдением специалистов.
Первым учреждением, административно организованным как школа психологов практиков, была
Аспирантская школа психологии в Духовной семинарии Фуллера. Первоначально психологи
набирались в семинарию для подготовки духовенства к проповеднической деятельности, однако через
нек-рое время они направили свою усилия на создание разносторонней докторской программы,
сочетающей клиническую психологию с теологическими исслед. Аспирантская школа Фуллера была
открыта в 1965 г.
Широкое распространение Ш. п. п. получили, однако, лишь после 1969 г., когда была основана
Калифорнийская школа профессиональной психологии. В 1960-х гг. Калифорния испытывала нехватку
профессиональных психологов. Население штата быстро росло, существенно увеличились и
потребности об-ва в практикующих специалистах в сфере психич. здоровья, а ориентированные на
|