Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1574 of 1766 
Next page End  

ученики, к-рые усваивают материал, не испытывая при этом недовольства собой и не пытаясь
отказаться от обучения из-за неудачи, будут подчиняться разумным требованиям, что приведет в
конечном счете к снижению дисциплинарных проблем.
См. также Альтернативные педагогические системы
У. Глассер
Школы профессиональной психологии (schools of professional psychology)
Большинство психологов обучается на факультетах психологии в ун-тах. Даже те, кто
приступает к профессиональной деятельности в области клинической психологии или психол.
консультирования, обычно после получения высшего образования продолжают свое обучение по
программам факультетов; эти программы соизмеримы по объему и структуре с программами по
эксперим. и соц. психологии и психологии развития. Тем не менее среди тех, кто готовится начать
практ. деятельность, все увеличивается число психологов, получивших образование в школах
профессиональной психологии; они по своей структуре сходны со школами права, медицины,
машиностроения или бизнеса. Первые Ш. п. п. представляли собой независимые учреждения, не
связанные с ун-тами. В настоящее время мн. такие школы расположены в ун-тах, при этом достаточно
велико и количество таких, к-рые продолжают функционировать отдельно.
Ш. п. п. выделяются по неск. признакам. Во-первых, их явной задачей яв-ся подготовка
студентов к практ. деятельности. Во-вторых, их организационная структура соответствует скорее
структуре школы или колледжа, чем факультета ун-та. Эта их особенность имеет ряд последствий.
Использование административных ресурсов и руководство осуществляются относительно
непосредственно, обычно через сотрудников центральной администрации в тех школах, к-рые
функционируют в рамках ун-тов, или через совет директоров в независимых школах. Число уч-ся здесь,
как правило, значительно превышает количество студентов на факультетах ун-тов. Третьей характерной
особенностью профессиональных школ яв-ся то, что их учебный план нацелен специально на
подготовку студентов к профессиональной деятельности. Поэтому при обучении как в аспирантуре, так
и в интернатуре акцент делается на практ. работе под руководством специалистов. Практически во всех
программах профессиональных школ предусмотрена защита диссертации, но ее написание
рассматривается не как самоцель, а как форма практики. В-четвертых, профессорско-преподавательский
состав включает большое количество психологов-практиков, и все сотрудники, как правило, так или
иначе участвуют в профессиональной деятельности. Наконец, по окончании последипломного обучения
здесь обычно присуждается степень доктора психологии, а не степень доктора философии.
Прообразом совр. Ш. п. п. была программа по клинической психологии в Адельфийском ун-те
(Adelphi University). Когда в 1957 г. эта программа была одобрена Комитетом по аккредитованию
Американской психол. ассоц., она стала первой аккредитованной программой, чьей осн. целью была
подготовка не ученых или ученых-практиков, а клиницистов для практ. работы. До тех пор все
программы по клинической психологии и психол. консультированию в США и Канаде создавались по
Боулдерской модели образования, определенной на конференции по вопросам обучения клинических
психологов в Боулдере, штат Колорадо, в 1949 г. На конференции было предложено готовить
клинических психологов на факультетах психологии в ун-тах, где они должны были научиться
проводить исслед. и заниматься практ. деятельностью, а также — по окончании аспирантуры —
защитить степень доктора философии. В первой программе при Адельфийском ун-те сохранялась
административная структура, характерная для университетских программ, по ее окончании
присуждалась степень доктора философии, но учебный план был изменен — гл. обр. за счет введения
дополнительной клинической практики под наблюдением специалистов.
Первым учреждением, административно организованным как школа психологов практиков, была
Аспирантская школа психологии в Духовной семинарии Фуллера. Первоначально психологи
набирались в семинарию для подготовки духовенства к проповеднической деятельности, однако через
нек-рое время они направили свою усилия на создание разносторонней докторской программы,
сочетающей клиническую психологию с теологическими исслед. Аспирантская школа Фуллера была
открыта в 1965 г.
Широкое распространение Ш. п. п. получили, однако, лишь после 1969 г., когда была основана
Калифорнийская школа профессиональной психологии. В 1960-х гг. Калифорния испытывала нехватку
профессиональных психологов. Население штата быстро росло, существенно увеличились и
потребности об-ва в практикующих специалистах в сфере психич. здоровья, а ориентированные на
Hosted by uCoz