исследовательскую деятельность программы по клинической психологии готовили лишь небольшое
число таких специалистов. В 1970 г. два учреждения Калифорнийской школы профессиональной
психологии в Сан-Франциско и Лос-Анджелесе приняли первых студентов. В последующие два
года университетские городки были открыты также в Сан Диего и во Фресно.
В 1973 г. очередная конференция по вопросам профессиональной подготовки в области
психологии прошла в Вэйле, штат Колорадо. На конференции было решено, что психология достаточно
развилась, чтобы иметь конкретные профессиональные программы помимо научных и
профессионально-научных. Подходящими заведениями для подготовки специалистов были названы
профессиональные школы, а в качестве удостоверения об окончании программы практ. обучения
рекомендовалась степень доктора психологии. В последующие годы школы профессиональной
психологии были созданы во многих уголках США как на базе ун-тов, так и в качестве
самостоятельных учреждений. Аспирантура по прикладной и профессиональной психологии, открытая
в Ун-те Рутгерса (Rutgers University) в 1974 г., была первой созданной на базе ун-та профессиональной
школой, к-рая присуждала степень доктора психологии. Программа в Ун-те Рутгерса, как и
предшествующая ей программа получения степени доктора психологии в штате Иллинойс, была
научно-практической и сохраняла возможность получения степени доктора философии для тех, кого
интересовала прежде всего исследовательская деятельность. С тех пор эта модель когда
относительно крупная Ш. п. п., ориентированная преимущественно на подготовку практиков и
присуждающая степень доктора психологии, функционировала параллельно с менее крупной
программой получения степени доктора философии, направленной на подготовку обучающихся к
научной деятельности, стала применяться в нескольких др. ун-тах и независимых профессиональных
школах. К началу 1990-х гг. существовало более 35 профессиональных школ, около половины к-рых
работали на базе ун-тов, а остальные в качестве независимых учреждений. В это время более трети
всех студентов, получивших степень доктора в области клинической психологии, были выпускниками
профессиональных школ.
По мере своего развития эти школы несколько изменились. В первых независимых школах весь
или почти весь профессорско-преподавательский состав набирался на неполный рабочий день. За
прошедшие годы в независимых школах количество преподавателей, работающих на полную ставку,
увеличилось, а большая часть сотрудников университетских профессиональных школ уже изначально
набиралась на полный рабочий день. Психол. центры, аналогичные клиникам при мед. школах, яв-ся
теперь неотъемлемым атрибутом почти всех профессиональных школ; они представляют собой
управляемые заведения, где преподаватели и студенты оказывают общественные услуги, где проходит
обучение студентов и проводятся исслед. Работа над диссертацией, исключавшаяся в некоторых из
первых школ, сейчас яв-ся важной частью почти каждой программы, хотя основное внимание по-
прежнему уделяется непосредственному практическому обучению, а систематические исслед.
рассматриваются как форма профессиональной деятельности. В 34 из 36 учреждений,
зарегистрированных в 1991 г. Национальным советом школ профессиональной психологии (National
Council of Schools of Professional Psychology), степень доктора философии была заменена степенью
доктора психологии.
Совет профессиональных школ был создан в 1976 г. в целях обеспечения возможности обмена
информ. между профессиональными школами, разработки стандартов образования, подготовки
профессиональных психологов и улучшения всевозможными способами образовательного процесса т.
о., чтобы выпускники смогли лучше удовлетворять общественным нуждам. На основе цикла
конференций и отчетов совет проанализировал свою работу, определил учебные планы и ввел средства
контроля за качеством деятельности членских организаций. Наряду с Советом аспирантур при
факультетах психологии (Council of Graduate Departments of Psychology)
и Советом руководителей
программ по клинической психологии в ун-тах (Council of University Directors of Clinical Psychology
Programs)
Национальный совет школ профессиональной психологии активно участвует в
формировании образовательной политики в области психологии в США.
См. также Американская психологическая ассоциация, Американское психологическое общество,
Степень доктора психологии, Обучение психотерапии
Д. Р. Питерсон
Школьная адаптация (school adjustment)
Степень, в к-рой ребенок обладает необходимыми умениями и оказывается в состоянии отвечать
|