требованиям и ожиданиям, предъявляемым к нему в условиях школьного обучения, будет определять
то, насколько хорошо он к ним приспособлен. Когда между этими двумя факторами возникает
несоответствие и поведение или учеба ребенка не отвечают школьным ожиданиям, его рассматривают
как недостаточно адаптированного и нуждающегося в определенном вмешательстве. Это
вмешательство, в свою очередь, может быть связано с коррекцией дефицита умений ребенка или с
изменением требований и характеристик самой школьной ситуации.
Адаптация может оцениваться в отношении целого ряда областей. Можно оценивать степень, с
к-рой ребенок достигает целей обучения. В области поведения можно оценивать то, обладает ли
ребенок умениями самоконтроля, концентрации внимания и др. способностями, позволяющими ему
контролировать и направлять свое поведение в желательном направлении. Третья область, соц.-
эмоциональная адаптация, зависит от соц. умений ребенка и норм группы сверстников.
См. также Классная динамика, Обучение в раннем детстве, Эффект Пигмалиона, Школьное
обучение
К. Л. Бирман
Школьная фобия (school phobia)
Ш. ф. обычно определяется как беспричинный страх перед школой и/или неуместная тревога,
вызванная расставанием с домом. Ш. ф. присущи несколько характеристик: а) серьезные проблемы с
посещением школы, приводящие к продолжительным периодам отсутствия; б) эмоциональное
напряжение, непреодолимый страх, дурное расположение духа или жалобы на болезненное состояние
при возникновении необходимости идти в школу; в) осведомленность родителей о непосещении школы;
г) отсутствие каких бы то ни было форм антисоциального поведения в виде лжи, воровства или
агрессивных действий. Др. словами, Ш. ф. описывает ситуацию, характеризующуюся наличием
иррационального страха перед определенным аспектом школьной ситуации, вызывающим стремление
во время школьных занятий оставаться дома. Это отличает ее от прогулов, поскольку прогульщик
намеренно избегает школы и дома для того, чтобы заняться чем-либо, что доставляет ему гораздо
большее удовольствие в сравнении с тем, что его ожидает в школе или дома.
Данные по Ш. ф. довольно скудны. Пик случаев ее возникновения приходится на возраст
примерно 11 лет, причем она несколько чаще встречается среди девочек в сравнении с мальчиками. Ш.
ф. наиболее характерна для младшего школьного возраста. Она тж обнаруживается у детей с
различными интеллектуальными уровнями, часто у детей с очень высоким интеллектом. Она не
встречается, вопреки возможным ожиданиям, среди неуспевающих детей, а совершенно напротив.
Распространенность Ш. ф. как психол. проблемы относительно невелика в сравнении с др. психол.
нарушениями у детей. По оценкам исследователей, случаи Ш. ф. составляют менее 8% от числа
случаев, к-рыми занимаются в детских психиатрических клиниках.
Принято выделять два различных типа Ш. ф. острую и хроническую. Острый тип
характеризуется внезапными и интенсивными приступами при наличии адекватного функционирования
в др. сферах жизнедеятельности ребенка. Возникновение тревоги, как правило, ограничивается
ситуацией посещения школы. Хронический тип отличается более плавным характером возникновения
приступов с наличием уже встречавшихся прежде эпизодов отказа от посещения школы. Хроническому
типу тж сопутствуют нарушения функционирования личности в др. сферах соц. взаимодействия.
В отношении точного характера причин Ш. ф. не существует единого мнения. Однако
исследователи единодушно признают важность той роли, к-рую в развитии симптомов Ш. ф. играют
семейные взаимоотношения.
Психодинамическая теория рассматривает Ш. ф. как тревогу отделения (separation anxiety). Она
рассматривается как рез-т чрезмерно зависимых отношений между ребенком и матерью.
Интерпретация причин Ш. ф. с позиций теории научения, в целом, признает роль тревоги
отделения, но не придает главенствующего значения неразрешенным проблемам зависимости от
матери. В ней подчеркивается роль: а) раннего научения, что разлука с матерью может быть опасной и
что дом яв-ся надежным убежищем от страхов перед внешним миром; б) недостаточности
вознаграждений, получаемых в условиях школьной среды; и в) актуальных тревожных переживаний,
вызываемых школьной ситуацией, к-рые вносят вклад в причины Ш. ф.
Психодинамический подход к лечению подчеркивает необходимость коррекции
взаимоотношений между родителем и ребенком в процессе психотерапии. Поведенческий подход,
сосредотачивая свои усилия на задаче быстрого возвращения в школу, использует методы
|