психологии. Для большинства экзистенциальных психологов соответствие требованиям,
предъявляемым к ним реальными проблемами индивидуумов и об-ва, гораздо важнее формальных
критериев науки. Для экзистенциальных психологов важны поиски индивидуумом моральных
ценностей, вопросы самоактуализации и препятствия на ее пути, развитие личной свободы, уверенность
чел. в добром отношении окружающих и его собственная забота о них, понимание индивидуумом
высшего смысла жизни и сто способность справляться со стрессами и тяготами повседневной жизни в
гармонизирующей манере. В конечном счете, экзистенциалисты полагают, что более адекватное
понимание этих проблем возможно в контексте философии, считающей челов. существа
незавершенными, при безусловном понимании того, что люди должны пользоваться теми
преимуществами, к-рые дает им эта незавершенность, и свободно самоактуализироваться во благо себе
и другим.
См. также Гуманистическая психология, Свобода воли, Феноменологический метод
А. Джорджи
Экзистенциальная психология (existential psychology)
Несмотря на то, что Э. п. обычно относят к гуманистической традиции, она обладает
выраженными отличительными чертами, позволяющими ей объявить о своей независимости.
Гуманистические подходы отбирают качества функционирования, к-рые выглядят положительными,
так сказать, по их нарицательной стоимости, и используют их для понимания достижения совершенства
в жизни через постоянное углубление сознания и развитие. Э. п. также содержит уникальные элементы,
к-рые можно уяснить при более тонкой классиф. моделей актуализации и достижения совершенства
(actualization and perfection fulfillment models).
Теории актуализации исходят из того, что если в процессе взаимодействия со значимыми др. чел.
систематически получает безусловное положительное вознаграждение, то заложенные в нем от
рождения потенциалы будут выражаться в его поведении, под действием врожденных тенденций к
актуализации. Актуализация врожденных потенциалов ведет к развитию на протяжении всей жизни,
формированию индивидуальности и достижению совершенства и при наличии поддержки и
одобрения со стороны окружающих представляет собой автоматический, телеологический и
относительно легкий процесс. Развитие чел. прекращается или направляется по ложному пути только
тогда, когда поддержка людей, с к-рыми он считается, может быть скорее признана обусловленной их
собственными (эгоистичными) интересами, нежели безусловной и бескорыстной.
В противоположность этому, теории достижения совершенства (парадигматическим образцом к-
рых и яв-ся Э. п.) делают допущения, отдаляющие их от теорий актуализации. Не вдаваясь в
подробности, можно сказать, что, согласно теориям достижения совершенства, чел. развивается в
течение всей своей жизни независимо от того, получает ли он от окружающих безусловную поддержку
или нет. Для экзистенциалистов развитие определяется скорее личным решением чел., нежели
дарованными ему природой потенциалами. Хотя экзистенциалисты и соглашаются с тем, что важны и
глубокий ум, и сформированная индивидуальность, их понимание процессов, благодаря к-рым
достигается и то, и другое, отличается от понимания этих процессов сторонниками теорий
актуализации.
Э. п. исходит из того, что склонность чел. символически осмыслять, воображать и оценивать
непрерывный поток своего соц., биолог. и физ. опыта яв-ся врожденной, чисто челов. способностью.
Использование этой когнитивной способности придает опыту индивидуализированный (субъективный)
смысл и углубляет осознание того, что характер и направление жизни складываются из
многочисленных решений, принимаемых индивидуумом. Каждое решение приводит в будущем либо к
новому опыту, либо к повторению того же опыта, к-рый уже был у чел. в прошлом. Э. п. не акцентирует
ничего настолько телеологически специфического и директивного, как врожденные потенциалы. Для
экзистенциалистов, каким бы ни было последовательное движение и развитие, которое имеет место у
конкретных людей, оно строится на текущей основе, пополняемой их отдельными решениями.
С т. зр. Э. п., в процессе развития предпочтительнее выбирать будущее, а не прошлое, поскольку
приобретение нового опыта может привести через стимуляцию символизации, воображения и оценки
к более глубокому пониманию смысла, чем простое повторение того, что уже знакомо. Однако
обдумывание или реальный выбор будущего в точке принятия решения обычно несет с собой
онтологическую тревогу (страх неопределенности) по поводу того, что именно принесет это будущее.
Альтернативный выбор, т. е. выбор в пользу прошлого, тоже эмоционально болезнен, поскольку
|