приносит с собой онтологическое чувство вины по поводу упущенной возможности приобрести новый
опыт. Людям, привыкающим делать выбор в пользу прошлого, приходится бороться с накоплением
онтологической вины, приобретающим форму отчаяния, вызванного бессмысленностью
происходящего. Сказанное выше подтверждает, что взгляд экзистенциальных психологов на развитие
отличается от взгляда сторонников теории актуализации: по мнению экзистенциальных психологов,
развитие в силу его природы весьма трудный и болезненный процесс.
Что же касается вопроса о конкретных стадиях развития, ведущего к усваиваемым стилям жизни,
то Э. п. отвечает на него несколько туманно. Однако она проводит четкую границу между ранним и
дальнейшим (более поздним) развитием. Осн. задача раннего развития ребенка научиться
воспринимать самого себя как выносливого и смелого чел. Чтобы облегчить ребенку подобное
научение, родители и значимые другие в идеале должны принять его самовыражение и создать
обстановку, к-рая предлагала бы ребенку разнообразие, поддержку и возможности прикладывать
усилия для достижения успеха, а также определенные ограничения. В подобной обстановке ребенок
научится воспринимать себя как личность, способную держать слово, контролировать себя, и готовую
принять вызов, что приведет к развитию смелости. Дальнейшее развитие более самостоятельное,
поскольку подростки, постепенно отдаляясь от родителей, начинает больше полагаться на собственные
решения и интерпретацию их последствий. Они проходят стадии эстетизма и идеализма, когда
освобождаются от родительской опеки и отстаивают ценности, к-рые должны определить их
собственную жизнь. Наученные не бояться трудностей, они, скорее всего, способны извлекать уроки из
своих неудач, а это составляет основу идеала дальнейшего развития. Познав пределы эстетизма и
идеализма, такие люди входят в пору зрелости, или время аутентичного стиля жизни.
Индивидуумы, живущие аутентичной (подлинной) жизнью, проявляют свои сугубо личные,
неповторимые качества в своих определениях а) себя как людей, к-рые способны через принятие
решений и интерпретацию их последствий влиять на собственный соц. и биолог. опыт, и б) об-ва как
создаваемого поступками отдельных людей и, следовательно, поддающегося изменению усилиями этих
людей. Аутентичный стиль жизнь характеризуется гармонией (unity)
и новаторством. Биолог. и соц.
опыт людей, чья жизнь аутентична, отмечены утонченностью, вкусом, интимностью и любовью.
Мужество помогает им воспринимать сомнения как неизбежных «спутников» выработки собственного
мнения, и они не позволяют сомнениям влиять на принятие ими тех или иных решений. Хотя
аутентичные люди могут заблуждаться на свой счет, им благодаря пристальному вниманию к себе и
общей рефлексивности свойственна тенденция к быстрому исправлению положения. Поэтому-то у
них и не накапливается онтологическая вина за упущенные возможности или по поводу кажущейся
собственной поверхностности.
Напротив, молодые люди, раннее развитие к-рых прошло в условиях, далеких от идеальных,
никогда не обретают смелости и, в буквальном смысле, остаются зависимыми и аморфными до конца
своих дней. Принимая решения, они не способны полагаться на собственные силы и не могут
использовать свои когнитивные способности для формирования аутентичности на основании
собственного жизненного опыта. Сказанное прежде всего относится к их неумению учиться на
ошибках; такие люди спешат откреститься от них, вместо того чтобы понять, что же они сделали не так.
Вместо того чтобы вступить в подлинный период позднего развития, они копируют поведение
окружающих их людей, проявляя конформистский, незрелый стиль жизни.
Люди с конформистским стилем жизни определяют себя исключительно как исполнителей соц.
ролей. Выражение символизации, воображения и оценки у них заторможено, что приводит к
стереотипному, фрагментарному функционированию. Их биолог. и соц. опыт далек от утонченности и
скорее похож на договорные отношения, чем на отношения, основанные на чувствах. Накопление
онтологической вины, являющееся результатом того, что конформисты отдают предпочтение
прошлому, а не будущему, приводит к возникновению у них чувства неуверенности и собственной
никчемности. В их мировоззрении преобладают материализм и прагматизм.
В Э. п. немного систематических исслед. Большинство экзистенциальных психологов
психотерапевты, к-рые пропагандируют свои идеи, опираясь на конкретные эпизоды из собственной
практики. История болезни Эллен Вест, описанная Бинсвангером, и мн. случаи из практики Босса
(1963) иллюстрируют экзистенциальный подход к пониманию челов. поведения.
Известны и др. исслед., к-рые хоть и предпринимались без оглядки на экзистенциальные теории,
тем не менее могут рассматриваться как принципиальное эксперим. подтверждение их состоятельности.
Напр., Тайлер обобщила результаты, полученные многими авторами, изучавшими личность. Она
выявила немало доказательств существования когнитивной структуры обработки вероятностной
|