информ. (possibility-processing cognitive structure)
у тех людей, для к-рых выбор признак творческой
жизни и возможность проявить собственную индивидуальность. Тж релевантны и многочисленные
исслед. внутреннего и внешнего локуса контроля, начало к-рым было положено работами Роттера,
Симена и Ливеранта. Функционирование на основе внутренней ориентации приводит к
индивидуалистическому поведению, а внешняя ориентация ведет к конформности. Накопление данных,
полученных с помощью шкалы соц. желательности, тж можно рассматривать как принципиальное
эмпирическое подтверждение справедливости экзистенциального подхода. Картина, к-рая при этом
вырисовывается, позволяет предположить, что чем выше оценка по этой шкале, тем красноречивее
поведение и самовосприятие чел. свидетельствуют о его заинтересованности в том, чтобы быть
внимательным, последовательным и компетентным; те же, чей интерес поверхностен, демонстрируют
отсутствие заботы об окружающих и принципиальное нежелание знать правду о себе. Мн. результаты
этих исслед. подтверждают справедливость экзистенциальной трактовки конформистского стиля жизни.
Э. п. возникла как последовательный, целостный подход к пониманию челов. поведения и к
влиянию на него. Мн. ее идеи, касающиеся образования, методов лечения и проведения исслед.,
оказывают разностороннее влияние на психологов.
См. также Аналитическая психология, Бихевиоризм, Гормическая психология, Конформная
личность, Полемика о роли природы и воспитания в развитии, Свобода воли, Теоретическая
психология, Экзистенциализм
С. Мадди
Экзистенциальная психотерапия (existential psychotherapy)
Ролло Мэй, один из главных ее представителей, утверждал, что Э. п. не представляет собой
«школу». Она скорее характеризуется «определенной позицией по отношению к людям вообще и
системой исходных допущений о роде человеческом». Вкратце, эта позиция заключается в принятии в
качестве реального, значимого и легитимного бытия-в-мире-клиента того уникального способа,
каким клиент воспринимает себя и мир и задает направление своей жизни.
Э. п., т. о., классифицируется как «третья сила» или гуманистически ориентированная
психотерапия, хотя ранее она обозначалось как «экзистенциальный психоанализ», да и сейчас ее
нередко называют «экзистенциальным анализом».
Осн. на трудах таких философов как Кьеркегор, Гуссерль, Хайдеггер и Сартр, теорет. концепции
и описания отдельных случаев зачастую сформулированы у экзистенциальных психотерапевтов на
понятном только им самим языке. Так, они могут говорить, что бытие-в-мире имеет три различные
формы: Umwelt, Mitwelt и Eigenwelt. Umwelt относится к осн. на биологии чел. формам поведения (сон,
еда, экскреция, копуляция), имеющим целью выживание и удовлетворение инстинктивных
потребностей. Mitwelt к межличностным отношениям, в к-рых происходит «со-бытие» (sharing) или
«встреча» (encounter) и, как результат этого, предотвращаются или смягчаются чувства одиночества или
обособленности и обогащается жизнь. Eigenwelt относится к формам поведения, как самоанализ,
самооценивание и самоопределение, предпринимаемым ради того, чтобы наполнить жизнь чел.
смыслом. Анализ любого поведения выявляет поистине уникальные отношения чел. к биолог. природе,
соц. окружению и самосознанию.
С т. зр. экзистенциалистов, в биолог., культурных и ист. рамках мы вольны сделать из себя что
захотим, решать кто мы и кем нам стать.
Свобода, т. о., предполагает тяжелую и потенциально пугающую ответственность:
формирование своей собственной судьбы. Но это становится проблемой лишь в том случае, если чел.
осознает эту свободу. В примитивных и первобытных об-вах устойчивость культурных традиций
обеспечивала преформированный «смысл жизни», скрывавший степень потенциальной индивидуальной
свободы. Но в эпоху совр. индустриализации, урбанизма, секуляризации и научного прогресса старые
взгляды на сущностную природу чел. стали подвергаться сомнению и часто не выдерживали испытания
критическим разумом. Поэтому, в силу разных исторически обусловленных причин, совр. чел. (в
особенности это проявилось в XX веке) может остро чувствовать бессмысленность жизни и недостаток
межличностных уз, связывавших людей в недалеком прошлом. (Используя ранее приведенную
терминологию, можно сказать, что утраченными оказываются Eigenwelt и Mitwelt, а жить лишь в одном
Umwelt явно недостаточно.) Э. п. яв-ся ответом тем людям, к-рые испытывают одиночество, тревогу,
деперсонализацию и отчуждение.
Для актуальной практики Э. п. специальный жаргон не характерен, хотя он и используется
|