Navigation bar
  Print document Start Previous page
 1585 of 1766 
Next page End  

иногда в описаниях процедуры. Исходной и постоянной задачей психотерапевта яв-ся
феноменологическая: как можно более полно понять реальность клиента — как он воспринимает себя,
др. людей и мир природы, и, следовательно, какой смысл имеет для него эта жизнь (даже если этот
смысл им не сознается). Это понимание предполагает высокий уровень эмпатии. Психотерапевт должен
«заключить в скобки» или забыть на время о своих ценностях, перцептивных паттернах и т. п., чтобы
как можно свободнее и глубже войти в мир другого.
Этому процессу способствуют некоторые сознательные (хотя, в действительности,
автоматизированные) исходные предпосылки. Клиенты достойны уважения. У каждого есть «прожитая
реальность», отличная от таковой у любого др. человека. Поведение клиента, включая так называемые
невротические или психотические паттерны, представляет собой попытки успешно совладать с
окружающим миром, как он воспринимается субъектом (иногда, это просто попытки снизить уровень
тревоги). Клиент несет ответственность за свое поведение. Взаимодействие психотерапевта и клиента
обеспечивает почву для понимания терапевтом клиента, для самопонимания и самопринятия клиента и
для появления у исто новых вариантов выбора. Пространственно-временной фокус в терапии
устанавливается на переживании «здесь и сейчас», а не на прошлом.
Благодаря ощущаемому пониманию и доверию, обеспечиваемым в терапевтических отношениях,
и благодаря интенсивному исслед. текущих чувств, мыслей и влечений, клиент приходит к пониманию
смысла, к-рый он вкладывал в свою жизнь до настоящего момента. Ему также становится легче
распознать и обдумать без страха свои потенциальные возможности обогащения существования в том,
что касается биолог. процессов, межличностных отношений и отношений с самим собой. В идеальном
случае, клиент обнаруживает готовность подвергнуть себя необходимому риску, чтобы реализовать
этот потенциал, и тем самым открывает или создает для себя более осмысленную жизнь.
Э. п. имеет много общего с др. гуманистическими и ориентированными на настоящий момент
видами терапии, к-рые, вероятно, в долгу перед ней. Многие принципы Э. п. стали сейчас составной
частью др. вариантов гуманистической терапии, причем вклад этот пока не получил должного
признания.
Э. п. подвергалась и критике — утверждалось, что она слишком неоднородна, чтобы
представлять собой целостную теорию; что ее терминология трудна для понимания или эзотерична, а ее
эффективность не подтверждена эмпирическими методами. Кроме того, отмечалось, что для
психотерапии имеют значение не только феноменологические данные. Приверженность
феноменологическому материалу может обусловливать большее ограничение в понимании «прожитого
существования» др. чел., чем это признают теоретики экзистенциального направления в психотер.
См. также Философская психотерапия, Экзистенциализм
Ф. Хансен
Экзорцизм (exorcism)
Э. (заклинание бесов) — это обряд, формализованный римско-католической церковью в XVII в.,
проводившийся над чел., проявляющим признаки одержимости бесами. Этот обряд, описанный в Ritual
romanum в 1614 г. и все еще признаваемый в качестве официальной процедуры, был нацелен на дьявола
или «злого духа», предположительно поселившегося в теле одержимого. В ист. плане одержимость
бесами — одно из наиболее привлекательных и волнующих объяснений расстройств поведения — в
Ветхом завете упоминалась лишь однажды. Однако одержимость нередко упоминается в Новом завете.
Четыре успешных случая заклинания бесов были продемонстрированы Христом. Т. Остеррейх в
классической книге «Одержимость и экзорцизм» (Possession and exorcism)
утверждает, что объяснения,
осн. на идее одержимости бесами, были распространены во мн. странах мира в различные времена на
всем протяжении истории.
Признаки одержимости бесами могут включать такие проявления, как отвратительное зловоние,
плотно сжатые губы, неспособность молиться, странное содержимое рвотной массы, вращение глазами,
демонстрацию сил, выходящих за пределы физ. возможностей чел., выкрикивание непристойностей,
изменения личности, пророчествования, конвульсии и употребление или понимание чужого языка.
Подавляющее большинство среди признанных одержимыми составляли женщины.
В период раннего христианства умение заклинать бесов считалось особым даром. Позднее, в
середине III в., церковь ввела официальную должность экзорциста (заклинателя). Экзорцистом обычно
было духовное лицо низшего ранга. Э. состоял из двух частей: сначала экзорцист укреплял себя
молитвами; затем бес — часто упоминаемый экзорцистом — подвергался оскорбительным нападкам и
Hosted by uCoz