позволяющие регулировать скорость предъявления материала, оборудованные устройствами для
регистрации времени реакции нажатия пальцем или времени вербальной реакции; и совр.
миникомпьютеров и микрокомпьютеров с программируемым автоматическим предъявлением
вербальных или визуальных материалов, с соответствующими устройствами, регистрирующими
голосовые реакции или реакции нажатия пальцем, а также оценивающими наряду со временем реакции
правильность воспроизведения.
См. также Забывание, Методология (научных) исследований, Память
Н. С. Андерсон
Экспериментальные методы (experimental methods)
Э. м. входят в категорию научных методов, используемых в психол. исслед. Подлинные
эксперименты предполагают тщательное наблюдение воздействия одной или более входных
переменных (независимые переменные) на одну или более выходных переменных (зависимые
переменные) в тщательно контролируемых условиях у испытуемых, случайно распределенных в
различающиеся по характеру оказываемого воздействия группы.
Эксперимент может усложняться путем введения дополнительных независимых или зависимых
переменных. Напр., время суток может использоваться в качестве второй независимой переменной с
тремя уровнями (утро, день, вечер), с тем чтобы испытуемых можно было случайно распределить в
любое из 12 различных условий (0 мг утром, 10 мг вечером и т. д.) Очевидно, что сложные планы будут
требовать большего числа испытуемых в сравнении с более простыми планами, поскольку количество
испытуемых в каждом из условий (напр., 10 мг в послеполуденное время) должно оказаться
достаточным для обобщения последующих результатов по каждому из событий.
Несмотря на существование др. научных методов, подлинный эксперимент яв-ся единственным
методом, к-рый позволяет исследователям приходить к выводам о существовании причинно-
следственных связей. В случае простого эксперимента с одной независимой переменной (доза
лекарственного препарата) с двумя уровнями, если испытуемые в обеих, эксперим. и контрольной,
группах подвергаются одним и тем же воздействиям (за исключением независимой переменной), и если
испытуемые случайно распределены в отношении условий оказываемого воздействия, тогда любые
различия в оценках их уровня активности должны быть результатом влияния независимой переменной.
Пристрастность экспериментатора может порождать неуловимые различия между группами,
примешивающиеся к рез-там эксперимента, что снижает достоверность их интерпретации как функции
независимой переменной.
Любые различия в условиях могут примешиваться к рез-там эксперимента. Если различные
исследователи используют различные стимулы, то последние могут повлиять на конечные рез-ты в
большей степени, нежели сама независимая переменная. Испытуемые могут проявлять большее
сотрудничество с привлекательным исследователем и меньшее с непривлекательным, или различные
исследователи могут по-разному оценивать одни и те же реакции. Подобным же образом, на результаты
может влиять место сбора данных.
Предполагаемые целевые характеристики условий исслед. служащие подсказками
испытуемым в отношении «правильных» реакций на стимулы могут также приводить к искажению
рез-тов. Напр., поведение др. испытуемых, реагирующих на стимулы, может влиять на испытуемых, к-
рые тестируются в той же самой группе, или непроизвольные одобрительные улыбки исследователя
могут подкреплять испытуемых, к-рые реагируют желаемым образом. Один из способов устранения
эффектов ожиданий экспериментатора и испытуемого заключается в использовании стратегий
«слепого» исслед., при к-ром или только испытуемые («слепое» исслед.), или испытуемые и
экспериментаторы («двойное слепое» исслед.) не знают, в какое из эксперим. условий был помещен
каждый испытуемый.
Иногда исследователь не может манипулировать независимыми переменными. Напр., в исслед.,
где в роли независимых переменных выступают пол, раса, принадлежность к политической партии,
частота употребления марихуаны или образовательный уровень, отсутствует возможность случайно
распределять испытуемых по уровням независимых переменных. Такие переменные иногда называют
неманипулируемыми (nonmanipulated)
переменными. Изучение таких переменных не может
производиться в подлинном эксперименте, однако они часто изучаются в квазиэкспериментах.
Интерпретация рез-тов в исслед. с неманипулируемыми переменными сопряжена с определенными
сложностями, поскольку с ними обычно смешиваются различные дополнительные переменные.
|