эстетики, искусствоведов и психологов. Достоинства эксперим. метода расценивались как
искусственные, тривиальные и нерелевантные в отношении важнейших вопросов эстетики. Ее
чрезмерная озабоченность методологией, как утверждают оппоненты, приводит к игнорированию
реально существующих феноменов.
Защитники Э. э. настаивают на том, что элементарное восприятие (grasp) базисных феноменов,
таких как приятность (pleasantness), и их наложение на фундаментальные свойства, такие как цвет,
может распространяться на подлинное иск-во, создавая «эстетику сверху». Др. критические суждения
об Э. э. яв-ся несправедливыми, напр., нападки на научный метод в психологии. И все же, в ней
существуют некоторые важные упущения. В частности, игнорируются некоторые формы иск-ва (напр.,
танец и литература) и большинство опосредствующих феноменов (напр., внутренние образы).
Уделяется мало внимания развитию эстетического восприятия у детей. Чрезвычайно редки
феноменологические описания эстетических переживаний. Практически не изучаются личности с
выраженными эстетическими способностями. Наконец, оказалась утраченной специфика самого иск-ва
из-за рассмотрения почти любой вещи как обладающей эстетическими свойствами.
Э. э. имеет свои недостатки: концентрация на зрительном восприятии, избегание метода
интервью и отсутствие интереса к индивидуальным различиям. Однако, это в достаточной степени
универсальный и гибкий подход. В эстетике вряд ли найдутся аспекты, к-рые бы не поддавались
изучению, пока сохраняется ключевой определяющий признак Э. э. ее методологическая строгость.
Э. э. добилась должного к себе отношения в психологии искусства и общей психологии. В
меньшей степени осознается ее релевантность многочисленным прикладным проблемам. В их число
входят решения по поводу художественных программ в сфере образования и применения цвета и
музыки в бизнесе и промышленности. Др. менее привычными разделами яв-ся эффективность рекламы,
легкость считывания показаний приборов, определяющие факторы выбора жилья, изменение моды в
одежде и декорировании, а тж факторы личной привлекательности. Эти и более традиционные области,
о к-рых говорилось выше, открывают широкие возможности для Э. э.
См. также Психофизика
М. Линдауер
Экспериментальные исследования памяти (memory experiments)
В одной из ранних работ У. Бернхем описал эксперим. методы измерения памяти в отношении
вербального или визуального материала, к-рые включали метод воспроизведения, введенный Германом
Эббингаузом, и метод узнавания, используемый ранее Эрнстом Вебером в своих психофизических
экспериментах по последовательному сравнению длины линий и тяжестей. В более совр. исслед.
сохранения и вспоминания также измерялось время, затрачиваемое на сравнение элемента, фигуры или
предложения при последовательном восстановлении материала в памяти, а тж использовались такие
меры, как частичный отчет, пробное воспроизведение, темпы заучивания и показатели сбережения
(время на доучивание). Исследователи изучали влияние на сохранение, вспоминание и забывание
разнообразных эксперим. переменных, включ.: типы заучиваемого или запоминаемого материала
(слова, предложения, рассказы, неподвижные и движущиеся изображения, абстрактные и конкретные
формы); сенсорные модальности предъявляемых стимулов (напр., зрительные, слуховые, тактильные,
обонятельные); скорость и способы предъявления материала (от медленной до быстрой и
одновременное предъявление в сравнении с последовательным, порционное или частичное в сравнении
с целостным, многомерное и комплексное в сравнении с одномерным предъявлением).
Э. и. п. включают изучение эффектов промежуточной или предшествующей деятельности,
повседневных дел, искусственных лабораторных ситуаций, аномалий («абсолютная» память) и
патологических потерь вследствие хирургических операций, амнезии или др. мозговых изменений
(вызванных, напр., наркотиками, алкоголем, старением), а также изучение случаев «уникальной»
сенсорной памяти (иконической или акустической), первичной или оперативной памяти и
долговременной памяти. Теорет. гипотезы, выдвигавшиеся для объяснения процессов памяти,
послужили толчком к исслед. влияний разнообразных дополнительных переменных на память:
концентрации в сравнении с распределением повторений или упражнений; смыслового значения или
организационных факторов вербального материала; стратегий обработки информ. при восприятии
запоминаемых событий (глубина обработки); сроков, на к-рые запоминается материал; и влияний
группы или соц. факторов на память. Э. и. п. проводятся с использованием таких простых инструментов
как карточки, карандаши, бумага и секундомеры; более сложных приборов, таких как тахистоскопы,
|