Строгость Э. э. привлекала к ней как защитников, так и критиков, и придала ей значительную
влиятельность.
Э. э. отражает идеологию своего основателя, Густава Т. Фехнера (1897), значительной фигуры
раннего периода истории научной психологии. Основополагающее исслед. Фехнера по предпочтению
форм придало Э. э. ее редукционистекую ориентацию. Для научного изучения эстетического феномена
должны быть упрощены как эстетический стимул, так и возникающая на него реакция. Это позволяет
формулировать строгие определения, осуществлять контролируемые манипуляции, реализовывать
точные измерения и выполнять статистическую обработку. Ключом к этим эксперим. стратегиям яв-ся
замена форм и цветов настоящей живописи искусственно сконструированными стимулами. Сходным
образом, буквы, гласные и согласные, яв-ся заменителями для поэзии, а тоны и аккорды становятся
строительными блоками для музыкального восприятия. По тем же самым редукционистским причинам
личные, интуитивные и метафизические рассуждения заменяются числовыми оценками или рангами.
Эстетические реакции, демонстрируемые случайно отобранными испытуемыми, не являющимися
специалистами в области иск-ва, объединяются и выражаются в виде групповых средних.
В качестве иллюстрации можно привести поиски «эстетической формулы». В одной хорошо
известной формуле, эстетическая мера (М) уравновешенности или гармонии (представленная
численным значением «1») определяется как отношение порядка (П) к сложности (С). По итоговой
формуле М = П/С можно физически определять, измерять и оценивать различные компоненты
произведения иск-ва (чем ближе к «1», тем более гармоничным яв-ся объект).
Фехнеровский подход отличают еще две особенности. Первая заключается в приоритете,
отдаваемом эстетическому стимулу, к-рый вызывает эстетическое переживание, ощущение и реакцию.
Э. э. поэтому оказалась тесно связанной с проблемами ощущения, восприятия и познавательных
процессов.
Второй особенностью Э. э. яв-ся широкое определение, даваемое эстетике. Эстетическим
стимулом может быть любая вещь, к-рая привлекает, нравится, восхищает или вызывает приятные
чувства; эстетическое переживание может вызываться через посредство любой сенсорной модальности,
а эстетическая реакция может возникать на любой вид иск-ва, и даже на то, что не является иск-вом
(nonart). Т. о., Э. э. применима не только к иск-ву в целом, но и к сравнительно заурядному
естественному окружению.
Э. э. явилась первым научным подходом к иск-ву, имеет наиболее длительную историю научных
исслед. в сфере иск-ве и остается твердым оплотом научного изучения иск-ва. Э. э. наиболее полно и
ясно показывает преимущества и ограничения точной науки об иск-ве. Она представляет аргументы
против предполагаемой произвольности, уникальности и субъективности мира иск-ва, качеств, к-рые
якобы делают его не поддающимся научному изучению.
Доля исслед. с использованием подлинных произведений иск-ва со временем увеличилась. Когда
их предъявляли вместе с объектами, не имевшими художественной ценности (nonart), между этими
двумя категориями стимулов были обнаружены сходства. Можно показать (посредством
статистического анализа), что в основе восприятия тех и других лежит эстетический фактор; это
означает, что суррогаты иск-ва обладают валидностью. Еще одним изменением явилось включение
личностных переменных. Они, подобно интроверсии и экстраверсии, дифференцируют эстетическую
реакцию.
Др. направления в Э. э. связаны с обширными исслед. Дэниела Э. Берлайна. Его исслед.
посвящены трудноуловимым качествам произведений иск-ва, так называемым коллативным свойствам
(collative properties): сложности, новизне, удивительности и даже таинственности. Кроме того, его
исслед. внесли значительный вклад в общую теорию стимуляции, возбуждения и аффекта. Согласно
теории Берлайна, эстетические объекты (наряду с др. источниками стимуляции, такими как игра и
юмор) вызывают, поддерживают и затем насыщают внимание, чувства и поведение. Напр., по мере
увеличения сложности произведения иск-ва будет также увеличиваться его предпочтение; затем оно
стабилизируется, но в конце концов начинает снижаться. Люди предпочитают оптимальные не
слишком низкие (вызывающие скуку) и не слишком высокие (вызывающие ошеломление) уровни
стимуляции; и та, и др. крайности избегаются, пока не установится средняя степень интенсивности. Это
гедонистическое соотношение (описываемое инвертированной U-образной
кривой) варьирует в
зависимости от типа стимула; оно может также различаться у разных людей (некоторые предпочитают
больше стимуляции, другие меньше), возможно вследствие их образованности или культурной
принадлежности.
Э. э. подвергалась критике за ее упрощенный подход со стороны специалистов в области
|