реагированию на событие напр., к борьбе или бегству. Др. словами, событие, к-рое может принести
вред, вызывает возбуждение «реакцию мобилизации», подготавливающее организм к совладанию
с этим событием. Учащение сердечного ритма, дыхания и т. д. позволяет организму реагировать
бдительнее, быстрее и мощнее, увеличивая тем самым его шансы на выживание.
Эмоциональные состояния, считал Кеннон, связаны с этим возбуждением, но они не полностью
определяются друг другом. Телесные изменения происходят непрерывно, и одни и те же изменения
включены в различные эмоциональные состояния. Переживания же, напротив, варьируют от ситуации к
ситуации. Он рассматривал гипоталамус как центр и возбуждения, и состояний переживания, а Э. как
продукт этих состояний, интегрируемых ЦНС.
Эта модель вызвала критику и предложение альтернативных теорий. Одни из них
фокусировались на роли возбуждения в возникновении Э. Др. подчеркивали ведущую роль в этом
процессе ЦНС. Пейпец указал на то, что с Э. связаны специфические области головного мозга, и
последующая работа в этом направлении привела к выделению ретикулярной формации,
простирающейся от таламуса до ствола головного мозга, как центра активации или возбуждения. В
исслед. было тж обнаружено, что электрическая стимуляция специфических областей мозга вызывает
общий эмоциональный паттерн, к-рый можно классифицировать как ярость или страх. Однако,
несмотря на признание роли коры головного мозга для выражении Э., попытки локализовать зоны,
отвечающие за каждую конкретную Э., не привели к успеху.
Большинство совр. исслед. Э. сконцентрировались на взаимодействии между телесными
изменениями и состояниями переживания. Арнольд утверждает, что когнитивные оценки событий
определяют эмоциональные реакции, включая телесные изменения и состояния переживания. Часть
этой детерминации предполагает оценку ощущений: переживания частично осн. на интерпретации
событий и частично на интерпретации телесных изменений. Др. исследователи делают больший или
меньший акцент на оценке телесных изменений, оставляя в стороне вопрос о первичности.
Рез-ты исслед. в определенной степени поддерживают обе эти позиции. В нек-рых исслед.
приводятся данные о том, что отдельные Э. могут быть надежно связаны со специфическими
паттернами физиолог. изменений. Экс установил, что характер изменений кровяного давления,
сердечного ритма и сопротивления кожи неск. отличался, когда испытуемые были раздражены и когда
они были напуганы. Подобные факты были обнаружены еще в ряде исслед., однако лишь нек-рые из Э.
оказалась связанными со специфическими телесными изменениями. В полном соответствии с взглядом
Кеннона, что не существует достаточного количества различающихся между собой паттернов
изменений, к-рые бы позволили учесть все Э., в исслед. было установлено только два или три
различных физиолог. предвестника эмоций.
Подобно Кеннону, Шехтер и Сингер полагают, что Э. осн. на физиолог. состоянии возбуждения.
Возбуждение м. б. одинаковым для различных Э. и выполняет гл. обр. функцию мотивирования
индивидуума к попытке объяснить или обозначить его к.-л. ярлыком. Эти ярлыки извлекаются из
ситуации. В большинстве случаев это не представляет затруднений. Столкнувшись с медведем, чел.
испытывает возбуждение и ищет ему объяснение. Если это дикий медведь, то возбуждение может
интерпретироваться как страх, однако если этот медведь ручной, возбуждение м. б. обозначено как
сильное любопытство. Одни и те же стимулы в данной ситуации рассматриваются в качестве
важнейших детерминант различных переживаемых эмоций.
В исслед. тж уделялось внимание выделению измерений Э. Существуют сотни эмоциональных
состояний, мн. из к-рых представляют собой те или иные оттенки друг друга. Для того чтобы понять все
эти состояния, исследователи пытались идентифицировать базовые измерения, на основе к-рых их
можно было бы классифицировать.
См. также Когнитивные теории эмоций
А. С. Баум
Эмоциональное заражение (emotional contagion)
Э. з. это «тенденция к автоматическому подражанию и синхронизации выражений лиц,
голосовых реакций, телесных поз и движений с выражениями лица, голосовыми реакциями, позами и
движениями др. чел., приводящая к сближению с ним в эмоциональном отношении». Теоретически Э. з.
может достигаться различными способами. Нек-рые исследователи полагают, что в основе этого
феномена могут лежать сознательные процессы мышления, анализа и воображения. Аронфрид
утверждал, что люди должны учиться разделять эмоции др. людей и что заражение яв-ся условной
|