эмоциональной реакцией. Большинство, однако, считает, что Э. з. яв-ся даже более примитивным
процессом, чем условный рефлекс, происходящим автоматически, за пределами сознательного
контроля. Согласно Хэтфилду и др., процесс Э. з. реализуется примерно следующим образом.
Положение 1. В ходе речевого общения люди автоматически и непрерывно подражают др. и
синхронизируют свои движения с их выражениями лиц, голосами, телесными позами, движениями и
инструментальным поведением.
Положение 2. Субъективные эмоциональные переживания периодически подвергаются влиянию
обратной связи от такого подражания. Теоретически эмоциональное переживание может
регулироваться на основе: а) команд ЦНС, в первую очередь управляющих таким подражанием
синхронизацией; б) афферентной обратной связи от процессов лицевого, вербального, связанного с
позами и движениями подражания синхронизации; в) процессов самовосприятия, исходя из к-рых,
люди выводят заключения о своих собственных эмоциональных состояниях путем наблюдения за
эмоциональными проявлениями и действиями, вызываемыми у них эмоциональными состояниями др.
Положение 3. Вследствие этого люди склонны постоянно заражаться эмоциями др.
Исследователи собрали многочисленные данные, свидетельствующие в поддержку этих трех
положений.
Положение 1. Рез-ты исслед. показали, что люди действительно склонны подражать
выражениям лица, голосам, позам и инструментальному поведению др. Подражание лицевой
экспрессии происходит практически мгновенно. Люди оказываются способными следовать наиболее
тонким и почти неуловимым изменениям. Хаггард и Айзекс приводят данные о том, что эмоциональные
переживания и сопровождающие их выражения лица могут изменяться с удивительной скоростью в
интервале времени от 125 до 200 мс. В социально-психофизиологических исслед. установлено, что
эмоциональные переживания и выразительные мимические движения испытуемых, измеряемые при
помощи электромиографических (ЭМГ) методик, имеют тенденцию воспроизводить изменения в
выражении эмоций у наблюдаемых ими людей и что такое моторное подражание м. б. настолько
тонким, что практически не вызывает наблюдаемых изменений в выражении их лиц. Когда испытуемые
наблюдают счастливые выражения лица, это проявляется гл. обр. в увеличении мышечной активности
лица в области большой скуловой мышцы, служащей для оттягивания углов рта назад и вверх. Когда
они наблюдают гневные выражения лица, это проявляется в увеличении мышечной активности в
области мышцы, стягивающей брови.
Такое подражание начинается практически с рождения. Хейвиленд и Лелвика обнаружили, что
уже 10-недельные младенцы могут подражать довольным, печальным и сердитым выражениям лица
своей матери. Матери тоже подражают выражениям эмоций своих младенцев. Имеются тж
многочисленные данные о голосовом подражании и синхронизации с голосовыми выражениями др.
людей.
Положение 2. В настоящее время большинство исследователей сходятся в том, что эмоции, по
крайней мере отчасти, регулируются на основе обратной связи. Исследователи проверяли гипотезу об
обратной связи в отношении выражений лица в трех типах экспериментов. В этих экспериментах
использовались 3 различные стратегии, побуждающие испытуемых принимать выражение лица, соотв.
той или иной эмоции. Иногда испытуемых просто просили преувеличивать или скрывать любые свои
эмоциональные реакции. Иногда пытались обманом заставить испытуемых принять ту или иную
эмоциональную маску. Иногда ситуация организовывалась т. о., чтобы испытуемые неосознанно
подражали выразительным движениям и эмоциональной мимике др. людей. Во всех этих случаях
обнаружилось, что на эмоциональные переживания испытуемых влияла обратная связь от тех
выражений лица, к-рые они принимали. Существует впечатляющий объем данных, поддерживающих
положение о том, что субъективное эмоциональное переживание людей время от времени подвергается
влиянию обратной связи от лицевого, голосового, связанного с позами и движениями подражания.
Положение 3. Исследователи, работающие в рамках разнообразных дисциплин, приводят
доказательства в пользу существования Э. з. Большая их часть приходит из исслед. животных, работ
детских психологов, интересующихся примитивным Э. з., эмпатией и симпатией, наблюдений
клиницистов, изучающих процесс переноса и контрпереноса, а тж из работ соц. психологов и
историков.
См. также Связь и привязанность, Когнитивная психофизиология, Эмоции, Эмпатия
Э. Хэтфилд
Эмоция и память (emotion and memory)
|